ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 1999 г.
N 1523п-П5
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
В Правительстве
Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении
изменений в Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) (в
части приведения положений указанного Закона в соответствие с иными
федеральными законами), внесенный Советом Федерации. По существу законопроекта
Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.
Первый заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
Ю.МАСЛЮКОВ
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
1. Законопроектом
предлагается внести изменение в Федеральный закон О несостоятельности
(банкротстве), исключив из его текста положения о банкротстве граждан -
индивидуальных предпринимателей и граждан, не являющихся индивидуальными
предпринимателями.
а) согласно пункту
5 статьи 25 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и порядок
признания судом индивидуального предпринимателя банкротом устанавливаются
законом о несостоятельности (банкротстве). Исключение из текста Федерального
закона О несостоятельности (банкротстве) норм, регулирующих эти
отношения, ведет к неприменению банкротства в отношении указанной категории
граждан;
б) положения
Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) граждан, не
являющихся индивидуальными предпринимателями, вводятся в действие только с
момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих
изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 185 Закона)
и, следовательно, не могут ему противоречить.
2. Пунктом 5 статьи
1 законопроекта предусматривается внести изменения в пункт 2 статьи 9
Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) об
ответственности в соответствии с трудовым законодательством руководителя
должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), допустивших нарушение
требований этой статьи об обязательной подаче заявления о банкротстве.
Учитывая, что
полномочия по управлению организацией могут возникать не только из трудовых
отношений, но и из гражданско-правовых договоров, а также иных оснований,
предусмотренных гражданским законодательством, предложенные изменения нуждаются
в доработке.
3. Законопроектом
предусматривается исключение в пункте 4 статьи 12, пункте 1 статьи 14
Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) слов
если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что
пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона установлены специальные положения о
правомочности собрания кредиторов и особый порядок принятия им некоторых
решений, внесение изменений не представляется обоснованным.
4. Законопроектом предусматривается исключение статьи 5 и пункта 2
статьи 29 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве),
определяющих размер предъявляемого к должнику требования, а также срок, в
течение которого указанное требование не было погашено, как условия, при
которых может быть подано заявление о признании должника банкротом и возбуждено
дело о банкротстве.
Предлагаемые к
исключению положения Федерального закона О несостоятельности
(банкротстве) направлены на недопущение случаев возбуждения дел о
банкротстве, когда размер задолженности невелик и связан с временными
финансовыми трудностями должника, при которых он способен удовлетворить
требования кредиторов в полном объеме.
5. Предлагается исключение пунктов 5, 6 статьи 104, пункта 2 статьи
118 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве), согласно
которым в период конкурсного производства жилищный фонд социального
использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной
инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, а также имущество унитарного
предприятия-должника, оставшееся после погашения требований кредиторов,
подлежат передаче органам местного самоуправления. Исключения
обосновываются на передаче вышеназванного имущества без надлежащего
финансирования.
Предлагаемые
исключения приведут к невозможности отчуждения должником имущества и
затягиванию процедуры ликвидации должника в ущерб интересам кредиторов, в том
числе и государства.
Кроме того, в
предлагаемых к исключению нормах Федерального закона О несостоятельности
(банкротстве), одобренных Советом Федерации 24 декабря 1997 года,
указывается, что передача объектов осуществляется без каких-либо дополнительных
условий и источниками финансирования их содержания являются соответствующие
бюджеты.
7. Законопроектом
предлагается исключить пункты 2 и 3 статьи 134 Федерального закона О
несостоятельности (банкротстве) о предложении кандидатуры внешнего
управляющего органом местного самоуправления или соответствующим органом
исполнительной власти при их поручительстве по обязательствам должника и
субсидиарной ответственности.
Принимая во
внимание, что соответствующие органы исполнительной власти несут финансовый
риск, связанный с предоставлением поручительства, лишение их права предложить
арбитражному суду кандидатуру арбитражного управляющего снизит их
заинтересованность в введении внешнего управления под
поручительство и может привести к увеличению банкротств градообразующих
организаций.
Кроме того, пункт 3
статьи 134 Закона о банкротстве соответствует Гражданскому кодексу Российской
Федерации, согласно которому при неисполнении или ненадлежащем исполнении
должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник
отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором не предусмотрена
субсидиарная ответственность поручителя.
На основании изложенного данный законопроект не может быть поддержан.