Письмо Правительства РФ от 06.04.1999 N 1523п-П5

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 апреля 1999 г. N 1523п-П5

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) (в части приведения положений указанного Закона в соответствие с иными федеральными законами), внесенный Советом Федерации. По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

 

1. Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве), исключив из его текста положения о банкротстве граждан - индивидуальных предпринимателей и граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

а) согласно пункту 5 статьи 25 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Исключение из текста Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) норм, регулирующих эти отношения, ведет к неприменению банкротства в отношении указанной категории граждан;

б) положения Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вводятся в действие только с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 185 Закона) и, следовательно, не могут ему противоречить.

2. Пунктом 5 статьи 1 законопроекта предусматривается внести изменения в пункт 2 статьи 9 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) об ответственности в соответствии с трудовым законодательством руководителя должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), допустивших нарушение требований этой статьи об обязательной подаче заявления о банкротстве.

Учитывая, что полномочия по управлению организацией могут возникать не только из трудовых отношений, но и из гражданско-правовых договоров, а также иных оснований, предусмотренных гражданским законодательством, предложенные изменения нуждаются в доработке.

3. Законопроектом предусматривается исключение в пункте 4 статьи 12, пункте 1 статьи 14 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) слов если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Учитывая, что пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона установлены специальные положения о правомочности собрания кредиторов и особый порядок принятия им некоторых решений, внесение изменений не представляется обоснованным.

4. Законопроектом предусматривается исключение статьи 5 и пункта 2 статьи 29 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве), определяющих размер предъявляемого к должнику требования, а также срок, в течение которого указанное требование не было погашено, как условия, при которых может быть подано заявление о признании должника банкротом и возбуждено дело о банкротстве.

Предлагаемые к исключению положения Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) направлены на недопущение случаев возбуждения дел о банкротстве, когда размер задолженности невелик и связан с временными финансовыми трудностями должника, при которых он способен удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

5. Предлагается исключение пунктов 5, 6 статьи 104, пункта 2 статьи 118 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве), согласно которым в период конкурсного производства жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, а также имущество унитарного предприятия-должника, оставшееся после погашения требований кредиторов, подлежат передаче органам местного самоуправления. Исключения обосновываются на передаче вышеназванного имущества без надлежащего финансирования.

Предлагаемые исключения приведут к невозможности отчуждения должником имущества и затягиванию процедуры ликвидации должника в ущерб интересам кредиторов, в том числе и государства.

Кроме того, в предлагаемых к исключению нормах Федерального закона О несостоятельности (банкротстве), одобренных Советом Федерации 24 декабря 1997 года, указывается, что передача объектов осуществляется без каких-либо дополнительных условий и источниками финансирования их содержания являются соответствующие бюджеты.

7. Законопроектом предлагается исключить пункты 2 и 3 статьи 134 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) о предложении кандидатуры внешнего управляющего органом местного самоуправления или соответствующим органом исполнительной власти при их поручительстве по обязательствам должника и субсидиарной ответственности.

Принимая во внимание, что соответствующие органы исполнительной власти несут финансовый риск, связанный с предоставлением поручительства, лишение их права предложить арбитражному суду кандидатуру арбитражного управляющего снизит их заинтересованность в введении внешнего управления под поручительство и может привести к увеличению банкротств градообразующих организаций.

Кроме того, пункт 3 статьи 134 Закона о банкротстве соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, согласно которому при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.

На основании изложенного данный законопроект не может быть поддержан.