Письмо Президента РФ от 10.04.1999 N Пр-456

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 апреля 1999 г. N Пр-456

 

Направляю заключение на проект Федерального закона Об экспортном контроле.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ

 

1. Концепция законопроекта состоит в том, что действие экспортного контроля распространяется на все виды внешнеэкономической деятельности, в том числе на внешнеэкономическую деятельность в отношении продукции военного назначения. Однако система экспортного контроля внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения определена Федеральным законом О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами.

В законопроект необходимо внести изменения, направленные на согласование его положений с иными актами законодательства Российской Федерации, регулирующими совершение внешнеторговых операций с продукцией военного назначения, подлежащей экспортному контролю. Можно привести следующие примеры несогласованности положений законопроекта с положениями действующего законодательства.

Статьей 22 законопроекта устанавливается, что порядок и условия выдачи лицензий и иных разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями (в состав которых в соответствии со ст. ст. 1 и 6 законопроекта входят вооружение и военная техника) определяет Правительство Российской Федерации. В то же время в соответствии со ст. 9 Федерального закона О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами порядок лицензирования ввоза и вывоза продукции военного назначения (куда также входят вооружение и военная техника) определяется Президентом Российской Федерации.

В пункте 1 ст. 8 законопроекта не учтены полномочия Президента Российской Федерации, установленные Федеральным законом О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами.

В связи с изложенным законопроект следует дополнить положением о том, что экспортный контроль внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения осуществляется на основании законодательства Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

2. С учетом положений ст. 16 Федерального закона О государственном регулировании внешнеторговой деятельности и правилами юридической техники следует:

статью 1 законопроекта дополнить понятием контролируемые товары и технологии, которое используется в ст. ст. 6 - 8, 18 и других статьях законопроекта;

в названии и тексте ст. 6 и в п. 1 ст. 8 законопроекта слово списки заменить словами списки и перечни в соответствующем падеже.

3. Законопроектом не установлены конкретные виды санкций за нарушения порядка осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, не указаны основания для применения санкций, не определены органы государственной власти, уполномоченные налагать соответствующие санкции, а также не урегулированы другие вопросы, связанные с ответственностью участников внешнеэкономической деятельности, предметом которой являются контролируемые товары и технологии. Отсутствие указанных положений в законопроекте делает экспортный контроль неэффективным.

4. Статьей 14 законопроекта предусматривается, что российские участники внешнеэкономической деятельности, предметом которой являются контролируемые товары и технологии, несут ответственность за достоверность представляемых ими сведений, однако в чем состоит эта ответственность, не указано. Таким образом, это положение законопроекта носит декларативный характер.

5. Статьей 17 законопроекта предусматривается, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования в отношении условий, на которых должны совершаться внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями. Поскольку норма носит ограничительный характер, в законопроекте должно быть указано, какого рода могут быть эти требования.