Письмо Президента РФ от 14.12.1996 N Пр-2227

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 декабря 1996 г. N Пр-2227

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятый в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РСФСР

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Анализ предлагаемых в проекте Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (далее именуется - проект) статей 56.3, 56.4, 56.5, 57.1, 84.5 и 84.6, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в сфере исключительной экономической зоны Российской Федерации, свидетельствует о том, что эти деяния по своей общественной опасности и тяжести наказания за их совершение несоизмеримы с природой административных правонарушений.

Так, например, в статье 56.5 проекта предлагается установить административную ответственность за нарушение действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению разведки или промысла живых ресурсов либо условий лицензий на разведку или промысел живых ресурсов, а также невыполнение требований рационального промысла и защиты живых ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации. На наш взгляд, эти правонарушения представляют серьезную угрозу для окружающей природной среды и не могут быть отнесены к административным правонарушениям.

Об опасности этих деяний свидетельствуют и предусмотренные в указанной статье санкции за совершение подобного рода нарушений - штраф в размере до тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения или без таковой. Повторное же в течение года нарушение действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению разведки или промысла живых ресурсов либо условий лицензий на разведку или промысел живых ресурсов, а также невыполнение требований рационального промысла и защиты живых ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации (часть 2 статьи 56.5 проекта) влекут за собой наложение штрафа на физическое лицо уже в размере от одной до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения. Вместе с тем необходимо отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации, который начнет действовать с января 1997 г., максимальный размер штрафа не превышает тысячу минимальных размеров оплаты труда. В проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан в случае совершения ими административного правонарушения, не будет превышать 25, на должностных лиц - 50, а на юридических лиц - 500 минимальных размеров оплаты труда.

Не совсем понятна логика определения размера штрафа за то или иное правонарушение, предусмотренное проектом. Например, незаконная выдача лицензии на разведку или промысел живых ресурсов влечет за собой штраф в размере до тысячи минимальных размеров оплаты труда, а незаконная выдача разрешения на проведение ресурсных или морских научных исследований, на захоронение отходов и других материалов - штраф в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В проекте повторность совершения в течение года аналогичного деяния, за которое на виновное лицо уже налагались меры административного взыскания, рассматривается как отягчающее вину обстоятельство, и меры административного взыскания усиливаются (например, часть 4 статьи 56.4, часть 2 статьи 56.5). Следует иметь в виду, что Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит такого квалифицирующего признака правонарушения, как повторность. То же самое намечается и в проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно обращаю внимание на то, что из проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключены все составы административных правонарушений, совершаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, как не относящиеся к сфере административной ответственности.

Полагаем возможным включить данные составы правонарушений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Тем более, что за некоторые из них уже устанавливается уголовная ответственность, например, за исследование, разведку, разработку естественных богатств исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения (часть 2 статьи 253 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Обращаю также внимание на то, что принятый в первом чтении Государственной Думой проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях подготовлен не на основании действующего законодательства, а в соответствии с проектом федерального закона Об исключительной экономической зоне Российской Федерации, который Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. N 364-СФ О Федеральном законе Об исключительной экономической зоне Российской Федерации был отклонен.

Учитывая изложенное, проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях не может быть рекомендован к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении из-за отсутствия правовой базы, в соответствии с которой следовало внести изменения и дополнения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.