ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 1999
г. N Пр-462
В соответствии с
частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О
налогах на имущество физических лиц (далее именуется - Федеральный
закон).
Содержащаяся
в абзаце четвертом пункта 1 статьи 1 Федерального закона норма о том, что
отсутствие государственной регистрации прав на строения, помещения и
сооружения не является основанием для неуплаты налогов, нарушает
положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее именуется - Гражданский кодекс) и
Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним.
Согласно абзацу
третьему пункта 1 статьи 1 Федерального закона плательщиками налогов на
имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества,
признаваемого объектом налогообложения. Такие объекты налогообложения, как
строения, помещения и сооружения согласно статье 130 Гражданского кодекса
относятся к недвижимым вещам. Право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса подлежат
государственной регистрации в едином государственном реестре. Право
собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной
регистрации (статья 219 Гражданского кодекса).
Обязательность
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
установлена также в статье 4 Федерального закона О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с
которой государственной регистрации подлежат права собственности и другие
вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями
130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Федеральный закон
О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним не содержит исключений и для вновь создаваемых объектов недвижимого
имущества. Согласно пункту 2 статьи 25 этого Федерального
закона в случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного
строительства право на указанный объект недвижимого имущества регистрируется на
основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для
создания объекта недвижимого имущества, в установленных случаях - на основании
проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта
незавершенного строительства. Государственная регистрация объектов незавершенного
строительства с целью налогообложения указанным Федеральным законом не
предусмотрена.
Установленная
Федеральным законом обязанность уплаты налогов при отсутствии государственной
регистрации прав на строения, помещения и сооружения также не согласуется со
статьей 38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, согласно
которой объектами налогообложения может являться имущество, имеющее
стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого
у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога. Механизм
определения инвентаризационной стоимости незарегистрированного недвижимого
имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, а также органы
власти, на которые возложена такая обязанность, законодательством не
определены, что практически лишает возможности применения на практике нормы
абзаца четвертого пункта 1 статьи 1 Федерального закона. Для данного
конкретного случая не могут быть также реализованы нормы подпунктов 1, 2 и 4
пункта 5 статьи 1 Федерального закона.
В статье 2
Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним государственная регистрация прав на недвижимое
имущество и сделок с ним определена как юридический акт признания и
подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода
или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским
кодексом. Только в этом случае может быть реализован провозглашенный статьей 35
Конституции Российской Федерации принцип охраны прав частной собственности.
Таким образом,
незарегистрированное в установленном порядке недвижимое имущество не может
являться объектом налогообложения по указанному Федеральному закону.
Требует уточнения
положение абзаца шестого пункта 1 статьи 1 Федерального закона о том, что все
собственники имущества, находящегося в общей совместной собственности, несут
равную ответственность по исполнению налогового обязательства. В данном случае
наступает самостоятельная ответственность каждого физического лица или
ответственность делится между ними в равных долях.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона он вступает в силу с 1 апреля 1999 года, что
противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой
законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
С учетом внесенных
изменений в перечень льгот по налогам полагаю целесообразным пункт 4 статьи 1
Федерального закона дополнить абзацем следующего содержания:
с жилых помещений
в пределах установленных норм жилой площади.
Б.ЕЛЬЦИН