ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 1999
г. N Пр-465
Направляю
заключение на проект Федерального закона О государственной монополии на
производство и оборот сахара.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОНОПОЛИИ НА
ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ САХАРА
Содержание проекта
Федерального закона О государственной монополии на производство и оборот
сахара (далее именуется - законопроект) не соответствует его названию. В
соответствии со статьями 1 - 5 законопроекта предметом его регулирования являются
отношения, связанные с государственным регулированием производства и оборота
сахара, но не с установлением и поддержанием государственной монополии на
производство и оборот этого вида продукции.
В соответствии со
статьями 34 и 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно
осуществлять предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую
деятельность. При этом экономическая деятельность, направленная на
монополизацию, не допускается. Ограничение прав
возможно только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. С этой точки зрения
введение государственной монополии на производство и оборот сахара представляется
необоснованным и противоречащим Конституции Российской Федерации.
Статьей 5
законопроекта предусматривается перечень мер по государственному регулированию
производства и оборота сахара. Все указанные в данной статье меры, за
исключением регулирования отпускных цен на сахар и установления квот на объем
экспорта и импорта сахара, осуществляются государством в настоящее время.
Осуществление же таких мер, как установление квот на экспорт и импорт сахара, а
также регулирование отпускных цен на него не требует принятия специального
законодательного акта. В соответствии со статьями 13 и 15 Федерального закона
О государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а
также со статьей 15 Федерального конституционного закона О Правительстве
Российской Федерации Правительство Российской Федерации полномочно
вводить соответствующие указанным мерам ограничения своими решениями.
Из норм указанных
законодательных актов Российской Федерации вытекает вывод о том, что
потребность в специальном законодательном регулировании оборота и производства
сахара отсутствует.
Приведенный в
статье 5 законопроекта перечень мер по государственному регулированию
производства и оборота сахара не соответствует перечню мер, установленному
статьей 10 законопроекта.
Отдельные статьи
законопроекта содержат положения, являющиеся цитатами из иных законодательных
актов Российской Федерации либо отсылочными нормами. В частности, статьей 11
законопроекта устанавливается, что производство сахара допускается только на
предприятиях, отвечающих установленным санитарным нормам. Статьей 13
законопроекта устанавливается, что исчисление и уплата налогов производителями
сахара производится в порядке, определенном законодательными актами Российской
Федерации. Подобные нормы не имеют никакого самостоятельного значения, а потому
их включение в текст законопроекта лишено практического смысла.
В законопроект включены также некоторые положения, которые вызывают
серьезные сомнения. В частности, статьей 15 законопроекта вводится обязательное
декларирование производителями сахара объемов его производства. Статьей 16
устанавливается, что реализация сахара допускается исключительно в местах,
определяемых органами местного самоуправления. Статьей 18 законопроекта
вводится такое понятие, как общественный контроль за
производством и реализацией сахара. Если в военное время или при остром
дефиците сахара введение таких правил было бы уместно, то сегодня оно
представляется необоснованным.
Следует также
отметить, что составителями законопроекта в приложенной к нему пояснительной
записке никак не аргументируется необходимость его принятия.
Учитывая изложенное, дальнейшую работу над указанным законопроектом
считаю нецелесообразной.