Письмо Президента РФ от 12.04.1999 N Пр-465

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 апреля 1999 г. N Пр-465

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О государственной монополии на производство и оборот сахара.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ

МОНОПОЛИИ НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ САХАРА

 

Содержание проекта Федерального закона О государственной монополии на производство и оборот сахара (далее именуется - законопроект) не соответствует его названию. В соответствии со статьями 1 - 5 законопроекта предметом его регулирования являются отношения, связанные с государственным регулированием производства и оборота сахара, но не с установлением и поддержанием государственной монополии на производство и оборот этого вида продукции.

В соответствии со статьями 34 и 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно осуществлять предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность. При этом экономическая деятельность, направленная на монополизацию, не допускается. Ограничение прав возможно только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. С этой точки зрения введение государственной монополии на производство и оборот сахара представляется необоснованным и противоречащим Конституции Российской Федерации.

Статьей 5 законопроекта предусматривается перечень мер по государственному регулированию производства и оборота сахара. Все указанные в данной статье меры, за исключением регулирования отпускных цен на сахар и установления квот на объем экспорта и импорта сахара, осуществляются государством в настоящее время. Осуществление же таких мер, как установление квот на экспорт и импорт сахара, а также регулирование отпускных цен на него не требует принятия специального законодательного акта. В соответствии со статьями 13 и 15 Федерального закона О государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также со статьей 15 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации Правительство Российской Федерации полномочно вводить соответствующие указанным мерам ограничения своими решениями.

Из норм указанных законодательных актов Российской Федерации вытекает вывод о том, что потребность в специальном законодательном регулировании оборота и производства сахара отсутствует.

Приведенный в статье 5 законопроекта перечень мер по государственному регулированию производства и оборота сахара не соответствует перечню мер, установленному статьей 10 законопроекта.

Отдельные статьи законопроекта содержат положения, являющиеся цитатами из иных законодательных актов Российской Федерации либо отсылочными нормами. В частности, статьей 11 законопроекта устанавливается, что производство сахара допускается только на предприятиях, отвечающих установленным санитарным нормам. Статьей 13 законопроекта устанавливается, что исчисление и уплата налогов производителями сахара производится в порядке, определенном законодательными актами Российской Федерации. Подобные нормы не имеют никакого самостоятельного значения, а потому их включение в текст законопроекта лишено практического смысла.

В законопроект включены также некоторые положения, которые вызывают серьезные сомнения. В частности, статьей 15 законопроекта вводится обязательное декларирование производителями сахара объемов его производства. Статьей 16 устанавливается, что реализация сахара допускается исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления. Статьей 18 законопроекта вводится такое понятие, как общественный контроль за производством и реализацией сахара. Если в военное время или при остром дефиците сахара введение таких правил было бы уместно, то сегодня оно представляется необоснованным.

Следует также отметить, что составителями законопроекта в приложенной к нему пояснительной записке никак не аргументируется необходимость его принятия.

Учитывая изложенное, дальнейшую работу над указанным законопроектом считаю нецелесообразной.