Письмо Правительства РФ от 15.04.1999 N 1700п-П4

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 апреля 1999 г. N 1700п-П4

 

О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрены проекты Федеральных законов Об общественном контроле за обеспечением прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных и содействии общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей, О внесении дополнения в статью 24 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, и О внесении дополнения в статью 38 Закона Российской Федерации Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, внесенные депутатами Государственной Думы В.В. Борщовым, В.И. Зоркальцевым, С.А. Карапетяном, Ю.И. Полдниковым, М.В. Фильшиным.

По существу законопроектов Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ

КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЗАДЕРЖАННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ

И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ОСУЖДЕННЫХ

И СОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ

И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, И МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ПОД

СТРАЖЕЙ, О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 24

УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 38 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ

УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

 

Считаем, что проект Федерального закона Об общественном контроле за обеспечением прав задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных и содействии общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей не может быть поддержан по следующим основаниям.

Серьезные возражения вызывает предлагаемая этим законопроектом концепция организации и обеспечения общественного контроля.

Действующее законодательство, в частности ст. 23 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, в качестве субъекта осуществления такого контроля определяет лишь общественные объединения. Законопроектом предлагается эти функции возложить на общественных инспекторов. Какая-либо подотчетность этих лиц перед рекомендовавшими их общественными объединениями не предусмотрена. Таким образом, контроль общественных объединений подменяется контролем общественных функционеров.

Требует уточнения положение о том, каким общественным формированием лицо может быть рекомендовано в качестве общественного инспектора. Представляется, что правом на общественный контроль следует наделить лишь общественные организации, которые своей главной целью провозглашают защиту прав человека и гражданина.

Не поддерживается предлагаемое законопроектом утверждение лиц в качестве общественных инспекторов Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. При таком подходе организацию общественного контроля фактически будет определять государство в лице Уполномоченного по правам человека, что противоречит ст. 17 Федерального закона Об общественных объединениях.

Согласно ст. 4 проекта субъектами осуществления общественного контроля являются федеральные и региональные общественные инспекторы. Какими полномочиями наделяются они, имеются ли различия в их правовом статусе, в законопроекте не указано. Количественный состав общественных инспекторов определяется произвольно, без учета численности населения, насыщенности субъекта Российской Федерации соответствующими объемами для осуществления такого контроля.

К серьезным недостаткам законопроекта следует, на наш взгляд, отнести отсутствие регламентации процесса осуществления общественного контроля. Не определены основания для возбуждения проверки, документирование этой деятельности и т. п.

Положения ст. 7 проекта о том, что общественный инспектор имеет право посещения мест, где содержатся объекты общественного контроля, в любое время суток по своему усмотрению, а также, что должностные лица обязаны безотлагательно принимать общественного инспектора, который вправе предлагать начальнику совершить определенные действия, на наш взгляд, могут создать серьезные трудности в обеспечении режима в исправительных учреждениях и местах предварительного заключения. Общественный инспектор, как показывает опыт других стран, не может быть наделен правами наравне, а тем более сверх тех, которыми обладают должностные лица государственных контролирующих структур (в частности уполномоченного по правам человека, прокурора).

Часть 3 ст. 7 проекта нуждается в уточнении. Право общественного инспектора иметь свидания с осужденными, обвиняемыми, подозреваемыми должно ограничиваться не только в связи с массовыми беспорядками, но и во всех случаях, когда в соответствии с законом имеются основания для введения в учреждении, где содержатся перечисленные лица, режима особых условий.

Статья 8 предусматривает случаи, исключающие участие общественного инспектора в мероприятии общественного контроля. При этом речь идет только об определенной причастности общественного инспектора по расследуемому уголовному делу. Данную статью следовало бы дополнить положением, ограничивающим в определенных случаях участие общественного инспектора в контроле за пенитенциарными учреждениями.

Требует уточнения п. б ч. 1 ст. 12, поскольку предлагаемая формулировка не исключает злоупотреблений при реализации администрацией исправительных учреждений адресной раздачи задержанным, подозреваемым, обвиняемым и осужденным безвозмездной материальной помощи. Редакция нормы должна исключать возможность создания привилегированного положения для конкретного лица по отношению к остальным лицам за счет оказания такой помощи.

Предлагаемый в ст. 13 патронаж над осужденными противоречит ст. 41 Гражданского кодекса Российской федерации.

Проект закона содержит многочисленные противоречия и неточности, в связи с чем нуждается в редакционной и корректорской правке.

В этой связи считаем целесообразным использовать в качестве базового документа находящийся в настоящее время в Государственной Думе проект Федерального закона О содействии общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, а также в осуществлении контроля за их деятельностью.

Что касается проектов Федеральных законов О внесении дополнения в статью 24 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации и О внесении дополнения в статью 38 Закона Российской Федерации Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то они должны точно соответствовать содержанию закона об общественном контроле. Однако законопроект О внесении дополнения в статью 24 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации необоснованно расширяет статус общественных инспекторов, так как ч. 1 указанной статьи предусматривает посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, без специального разрешения только лицами, находящимся на государственной службе и при исполнении ими служебных обязанностей. Статья 2 Федерального закона Об основах государственной службы Российской Федерации определяет государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Общественный инспектор действует на общественных началах, за свою деятельность он не получает материального вознаграждения от государства, следовательно не имеется оснований рассматривать его деятельность как государственную службу.

В связи с изложенным указанные законопроекты не поддерживаются.