Письмо Правительства РФ от 16.04.1999 N 1728п-П5

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16 апреля 1999 г. N 1728п-П5

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесенный депутатом Государственной Думы Н.Н. Савельевым. По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ

РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

И СДЕЛОК С НИМ

 

Проектом Федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части процедуры регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное в сельской местности.

Это позволит, по мнению автора законопроекта, упростить существующую систему регистрации недвижимого имущества в Российской Федерации за счет выделения не имеющих особого значения для государственной регистрации недвижимого имущества, так называемых, некапитальных строений (индивидуальные жилые дома, дачные жилые дома, приусадебные постройки).

Учет прав собственности, а также сделки купли-продажи такого недвижимого имущества должны будут осуществлять только в соответствующих органах местного самоуправления по месту их нахождения.

Замена обязательной государственной регистрации недвижимого имущества таких объектов на обыкновенный учет прав собственности в органах местного самоуправления по месту расположения этих объектов является, по мнению Правительства Российской Федерации, нецелесообразным. Внесение подобных изменений в Закон нарушит создаваемую единую систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества подлежат именно государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

На основании пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены только порядок государственной регистрации и основания отказа в ней.

Таким образом, к предмету регулирования Закона не могут быть отнесены вопросы, связанные с отменой обязательной государственной регистрации прав, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с государственной регистрацией прав в случаях, предусмотренных Законом, возможно осуществление только специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества.

Следует учитывать, что именно с государственной регистрацией прав законодатель связывает конкретные правовые последствия для их обладателей, в частности, согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Случаи же, установленные Законом, связаны не с вопросом необходимости (или отсутствия таковой) осуществления государственной регистрации прав, а с моментом их возникновения.

Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации находится в настоящее время в стадии формирования.

В дальнейшем во всех регионах Российской Федерации будут действовать учреждения юстиции по регистрации прав с разветвленной сетью филиалов и представительств, даже в самых отдаленных районах каждого из регионов, что позволит гражданам и юридическим лицам быстро решать все вопросы, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Необходимо также отметить, что предложение о замене обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное в сельской местности, и сделок с ним на простой учет этого имущества в органах местного самоуправления может привести к выводу из под контроля государственных налоговых и других органов этих объектов.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.