Письмо Генпрокуратуры РФ от 27.04.1999 N 22-5/185-99

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 апреля 1999 г. N 22-5/185-99

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОКУРАТУРЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Названный законопроект Генеральной прокуратурой не может быть поддержан.

 

I

 

Пункт 1 статьи 1 законопроекта, в соответствии с которым освобождение от должности прокурора субъекта Федерации должно согласовываться с соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации, неприемлем.

1. Порядок назначения на должность прокуроров разного уровня установлен федеральной Конституцией (статья 129). Указанной нормой регламентировано также и освобождение от должности Генерального прокурора России. Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации воспроизводит положения названной конституционной нормы. Какие-либо изменения или дополнения этого закона выходить за рамки конституционных положений, а тем более противоречить им, не могут.

2. Конституция РФ, устанавливая порядок назначения на должность конституционно значимых должностных лиц, предусматривает в ряде случаев дополнительные условия, которые должны быть соблюдены:

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Государственной Думы (статьи 83, 103 и 111);

Председатель Центрального банка назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ (статья 83);

Генеральный прокурор России назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (статья 129);

прокуроры субъектов Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором России с согласия субъектов Российской Федерации (статья 129).

При этом лишь в некоторых случаях Конституция те же дополнительные условия устанавливает и для освобождения от должности:

Председатель Центрального банка Государственной Думой освобождается от должности по представлению Президента РФ (статья 83);

Генеральный прокурор Российской Федерации освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации (пункт 2 статьи 129).

Вместе с тем Конституцией РФ дополнительное условие, установленное для назначения Председателя Правительства РФ (согласие Государственной Думы), в случае освобождения его от должности не предусматривается. Конституция право самостоятельного (без согласия Государственной Думы) решения об освобождении от должности Председателя Правительства РФ предоставляет Президенту России. Иное решение, без внесения соответствующих изменений в Конституцию, означало бы неконституционное лишение Президента этого права.

Этот установленный Конституцией порядок не может быть изменен никаким законодательным актом, даже путем внесения изменения в Федеральный конституционный закон О Правительстве Российской Федерации. В этом ни у кого сомнений не возникает.

Так же должен решаться вопрос и об освобождении от должности прокурора субъекта Федерации. Обуславливая назначение прокурора субъекта Федерации согласием субъекта Российской Федерации, статья 129 Конституции РФ этого условия для его освобождения от должности не предусматривает. Иными словами, право самостоятельного (без согласования с кем-либо) решения об освобождении прокурора субъекта Федерации от должности федеральная Конституция оставляет за Генеральным прокурором России. И изменен этот порядок может быть только путем внесения изменения в статью 129 Конституции РФ, а не в Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации, что противоречило бы Конституции РФ.

2. Результатом принятия предлагаемого дополнения пункта 1 статьи 13 явилось бы лишение Генерального прокурора России права без согласия соответствующего органа государственной власти субъекта Федерации освободить от должности прокурора, не только не выполняющего должным образом свои должностные обязанности, но и уличенного в коррупции, совершении противоправных действий и т.п. Пагубное влияние предлагаемого законопроектом порядка освобождения от должности прокуроров субъектов Федерации на состояние прокурорского надзора очевидно.

3. Нельзя не отметить, что согласование освобождения от должности прокурора субъекта Федерации не предусмотрено и Соглашением, на которое ссылается в своем обращении в Совет Федерации Президент Республики Ингушетия.

 

II

 

Относительно дополнения статьи 13 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации, предлагаемого пунктом 2 статьи 1 законопроекта, следует отметить следующее:

В Генеральной прокуратуре существует многолетняя практика, при которой обязательно рассматриваются обращения органов власти субъектов Федерации по поводу кандидатур на должности прокуроров или освобождения последних от должности, тщательно изучается аргументация этих обращений и в случае несогласия с предложением им дается мотивированный ответ.

Полагаем, что такая практика, наряду с согласованием кандидатур на должность прокуроров субъектов Федерации, в полной мере обеспечивает соблюдение федеральной Конституции в части, относящей кадры правоохранительных органов к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. л части 1 статьи 72 Конституции РФ).

С учетом сказанного отягощение закона внесением предлагаемого пунктом 2 статьи 1 законопроекта дополнения, которое не повлияет на существо дела, представляется нецелесообразным.

 

Заместитель Генерального прокурора

Российской федерации

А.А.РОЗАНОВ