ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 1999
г. N 1958п-П1
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОНОПОЛИИ НА
ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ САХАРА
В Правительстве
Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О
государственной монополии на производство и оборот сахара, внесенный
депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским и В.А. Лисичкиным.
По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет
официальный отзыв.
Заместитель
Председателя
Правительства
Российской
Федерации
Г.КУЛИК
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОНОПОЛИИ НА
ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ САХАРА
Проект Федерального
закона внесен без соответствующего финансово-экономического обоснования,
вследствие чего неясны его конечные цели.
Введение
государственной монополии на производство и оборот какой-либо продукции
предполагает предоставление исключительного права государству на осуществление
определенного вида деятельности и соответственно запрет на его осуществление
для всех остальных участников, ограничивая тем самым их гражданские права.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права
могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства. Рассматриваемый проект не содержит
положений, обосновывающих его принятие таковыми целями.
Проект не имеет
самостоятельного предмета правового регулирования, поскольку не содержит
положений, определяющих особенности правового положения субъектов права в
области производства и оборота сахара, а также механизм введения
государственной монополии на производство и оборот сахара. Большинство
нормативных положений проекта урегулированы в
настоящее время действующими законодательными и нормативно-правовыми актами.
Так, вопросы
лицензирования (статьи 6, 7, 12 рассматриваемого проекта) регулируются
Федеральным законом О лицензировании отдельных видов деятельности,
согласно статье 18 которого введение лицензирования иных видов деятельности
возможно только путем внесения изменений и дополнений в этот Закон.
Положения
статьи 9 законопроекта, предполагающие установление квот на импорт сахара в
порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации, также
не могут быть предметом регулирования данного проекта, так как эти положения
регламентированы Федеральными законами О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности, О мерах по защите экономических
интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли
товарами.
В статье 13
проекта, предусматривающей исчисление и уплату налогов и сборов с
сахара, а также обязательную его маркировку марками акцизного сбора, не
учтены положения действующего законодательства, согласно которому проекты
законодательных актов Российской Федерации, не связанные в целом с вопросами
налогообложения, не должны содержать положения (нормы), устанавливающие особый
порядок налогообложения. Изменение режима налогообложения по соответствующим
налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий
законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу, в данном случае
- в Федеральный закон Об акцизах.
Устанавливаемые в
проекте нормативные положения в сфере обеспечения качества сахара, соблюдения
обязательных требований к его безопасности, сертификации соответствия
урегулированы Законами Российской Федерации О стандартизации,
О сертификации продукции и услуг, О защите прав
потребителей, О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения и не требуют дополнительного законодательного закрепления.
В связи с
изложенным считаем, что принятие проекта Федерального закона О
государственной монополии на производство и оборот сахара в
представленной редакции нецелесообразно.