Письмо Правительства РФ от 30.04.1999 N 2002п-П8

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 апреля 1999 г. N 2002п-П8

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении дополнений в Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании, внесенный депутатом Государственной Думы Е.Б.Мизулиной. По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации

В.МАТВИЕНКО

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении изменений дополнений в Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании, внесенный депутатом Государственной думы Е.Б.Мизулиной. По существу законопроекта Правительство Российской Федерации сообщает следующее:

1. Согласно п. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 4 ст. 2 Федерального закона О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22.08.1996 N 125-ФЗ (далее - Закон) гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Так как п. 2 ст. 6 устанавливает, что результатом освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования любой ступени является получение высшего профессионального образования, то обучение по программе следующей ступени предполагает конкурсный отбор. Также согласно п. 6 ст. 6 получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

В связи с вышеизложенным дополнение к п. 3 ст. 6 Закона не имеет под собой достаточной правовой основы.

2. Дополнение, предлагаемое к п. 2 ст. 11 Закона представляется нецелесообразным, поскольку указанное соотношение определяется не столько ступенью обучения, сколько особенностями направления подготовки или специальности. При этом так называемый отсев обучающихся на бесплатных местах и на местах с оплатой обучения на каждой ступени не может планироваться, тем более маловероятно, что он будет происходить в равных пропорциях. При наличии вакансий на бесплатных местах вуз в соответствии со ст. 16 Закона может переводить на них студентов с платных мест. При этом пропорция не может стоять в основе таких переводов. Кроме того, установление одинакового соотношения платного и бесплатного приема приведет к закрытию подготовки по ряду важнейших специальностей, имеющих оборонное и народохозяйственное значение, так как они не востребованы на платной основе.

Также вносимое дополнение противоречит абз. 2 п. 10 ст. 41 Закона Российской Федерации Об образовании в редакции Федерального закона Российской Федерации от 13.01.1996 N 12-ФЗ, устанавливающему 25% предел приема на договорной основе по ряду специальностей.

Вместе с тем, согласно проекту Плана законопроектных работ Правительства Российской Федерации на 1999-2000 годы Минобразование России определено ответственным за подготовку проекта федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании и Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании.

В связи с этим в настоящее время сформирована и функционирует рабочая группа, состоящая из представителей профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, а также работников Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Российского Союза ректоров, ЦК профсоюза народного образования и науки, которая приступила к рассмотрению более восьмисот предложений в целях подготовки указанного проекта. Предложения к проекту являются результатом обобщения поступивших замечаний и уточнений из региональных органов управления образованием, подразделений центрального аппарата Минобразования России, депутатов Государственной Думы и законодательных собраний субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений.

На основании вышеизложенного считаем целесообразным все предложения к базовым законам об образовании рассматривать не в отдельности, а в комплексе для подготовки скоординированных предложений в проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании и Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании.