Письмо Президента РФ от 05.05.1999 N Пр-567

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 мая 1999 г. N Пр-567

 

Направляю заключение на проект федерального закона О внесении дополнений в Закон Российской Федерации О закрытом административно - территориальном образовании.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАКРЫТОМ

АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Проектом федерального закона О внесении дополнений в Закон Российской Федерации О закрытом административно - территориальном образовании (далее именуется - законопроект) предусматриваются для организаций, расположенных в закрытых административно - территориальных образованиях, особый режим уплаты налогов и освобождение от уплаты пеней за просрочку налоговых платежей в местный бюджет и в государственные внебюджетные фонды в случае несвоевременного поступления бюджетных средств на оплату государственного оборонного заказа.

Предлагаемые законопроектом дополнения противоречат отдельным концептуальным положениям Налогового кодекса Российской Федерации и нормам некоторых законодательных актов.

В соответствии со статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации (далее именуется - Налоговый кодекс) пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения предусмотренных Налоговым кодексом мер принудительного исполнения этой обязанности. В частности, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок с организаций, наряду со взысканием сумм налога в бесспорном порядке, взыскиваются пени за несвоевременную уплату налога. Налоговым кодексом не устанавливаются исключения из этого правила. Поэтому норма абзаца четвертого статьи 1 законопроекта, предусматривающая освобождение налогоплательщиков от уплаты пеней, противоречит Налоговому кодексу.

Что касается государственных внебюджетных фондов, то они являются самостоятельными финансово - кредитными организациями, деятельность которых регулируется специальным законодательством. Соответствующими законами установлены компетенция органов управления внебюджетных фондов, порядок уплаты страховых взносов и предоставления льгот, меры ответственности за несвоевременную уплату страховых взносов. В связи с этим в законопроекте не может содержаться указание государственным внебюджетным фондам не начислять пени за просрочку страховых взносов.

Нормой абзаца шестого статьи 1 законопроекта, устанавливающей, что организации, обеспечивающие выполнение государственного оборонного заказа, вправе производить налоговые платежи по мере поступления бюджетных средств по государственному оборонному заказу, по существу, предоставляется отсрочка уплаты налогов. Эта норма законопроекта не соответствует нормам главы 9 части первой Налогового кодекса, определяющей порядок и условия изменения сроков уплаты налогов и сборов. Согласно пункту 3 статьи 61 Налогового кодекса изменение сроков уплаты налогов и сборов допускается исключительно в порядке, предусмотренном этой главой, в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. В статье 64 Налогового кодекса определены основания предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов. В частности, в подпункте 2 пункта 2 этой статьи предусмотрено такое основание, как задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В связи с этим абзац шестой статьи 1 законопроекта как противоречащий концептуальным положениям Налогового кодекса об общих правилах исполнения обязанности по уплате налогов и сборов следует из законопроекта исключить. Абзац седьмой статьи 1 законопроекта как повторяющий норму Налогового кодекса в части, касающейся предоставления отсрочки по уплате налогов на срок до 6 месяцев, также необходимо исключить. Согласно пункту 1 статьи 1 части первой Налогового кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Закон Российской Федерации О закрытом административно - территориальном образовании не относится к актам налогового законодательства Российской Федерации, этим Законом не могут быть изменены концептуальные положения Налогового кодекса.

Ряд статей законопроекта содержат внутренние противоречия.

Так, согласно статье 35 Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год финансирование оборонного заказа осуществляется в пределах расходов, предусмотренных федеральным бюджетом. По смыслу абзаца четвертого статьи 1 законопроекта организации освобождаются от уплаты пеней в случае просрочки платежей по налогам, образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа. Однако в данном случае должно быть предусмотрено, что пени не начисляются в доле, пропорциональной неоплате продукции, работ (услуг), выполненных по государственному оборонному заказу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации О закрытом административно - территориальном образовании в доходы бюджета закрытого административно - территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории. В абзаце четвертом статьи 1 законопроекта устанавливается льгота по оплате пеней за просрочку платежей по налогам в федеральный и местные бюджеты. В данном контексте речь может идти о зачислении в бюджет закрытого административно - территориального образования федеральных, региональных и местных налогов.

Налоговым кодексом определены органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды. Согласно статье 63 Налогового кодекса органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов организациями, расположенными в закрытых административно - территориальных образованиях, являются финансовые органы муниципального образования, а не любой орган местного самоуправления, как это предусмотрено в абзаце седьмом статьи 1 законопроекта.

Следует также учесть то обстоятельство, что Федеральным законом О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о закрытых административно - территориальных образованиях ограничен круг налогоплательщиков (организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно - территориальных образований), которым соответствующие органы местного самоуправления вправе предоставлять дополнительные льготы. Нормы законопроекта в этой части не соответствуют указанному Федеральному закону.

Следует также отметить, что за последнее время на рассмотрение Государственной Думы представлен ряд законопроектов, касающихся предоставления различным организациям льгот по уплате налогов на прибыль и на добавленную стоимость, в том числе организациям, выполняющим государственный оборонный заказ. Практика предоставления льгот принимает нежелательное направление, поскольку в конечном счете отражается на доходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

По изложенным причинам дальнейшее рассмотрение законопроекта считаем нецелесообразным.

Следуя логике статьи 2 законопроекта, полагаем, что возникшая проблема может быть решена постановлением Правительства Российской Федерации либо в рамках самостоятельного федерального закона.