Письмо Правительства РФ от 05.05.1999 N 2031п-П7

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 мая 1999 г. N 2031п-П7

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

 

Правительство Российской Федерации представляет официальный отзыв на проект Федерального закона О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон Об использовании атомной энергии, принятый Государственной Думой 7 апреля 1999 г. в первом чтении.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

Е.ПРИМАКОВ

 

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

 

В Российской Федерации создана система контроля за экспортом ядерных материалов и радиоактивных веществ, правовой базой которой являются Конституция Российской Федерации, международные обязательства Российской Федерации, вытекающие, прежде всего, из Договора о нераспространении ядерного оружия, Федеральный конституционный закон О Правительстве Российской Федерации, Федеральные законы О государственном регулировании внешнеторговой деятельности и Об использовании атомной энергии, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

Система контроля должна обеспечивать предотвращение несанкционированного экспорта ядерных материалов и радиоактивных веществ, имея в виду поддержание международного режима нераспространения ядерного оружия, выполнение требований национальной безопасности страны и защиту ее экономических интересов. Результаты функционирования этой системы дают основания говорить о ее достаточно высокой эффективности. По своему построению, решаемым задачам и методам работы она во многом схожа с аналогичной практикой большинства развитых стран мира.

Как уже дважды отмечалось Правительством Российской Федерации, принятый в первом чтении проект Федерального закона О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон Об использовании атомной энергии противоречит целому ряду законодательных актов и его принятие потребует внесения в них поправок и пересмотра действующей системы контроля за экспортом ядерных материалов и радиоактивных веществ, что может отрицательно сказаться на ее эффективности.

Основное же правовое противоречие, которое возникнет с принятием рассматриваемого законопроекта, заключается в том, что законодательный орган становится непосредственным участником коммерческих сделок, подменяя тем самым соответствующие органы исполнительной власти и конкретных исполнителей контрактов, фактически принимая на себя всю ответственность за их реализацию.

На практике это приведет к полному параличу деятельности российских предприятий и организаций в этой сфере мирового рынка, на котором в настоящее время сложились такие условия, которые требуют высокой степени оперативности при заключении контрактов и их реализации. Это диктуется тем, что основная часть долгосрочных контрактов на поставки ядерных материалов сосредоточена в руках фирм США и Западной Европы и наши предприятия вынуждены вести жесточайшую конкурентную борьбу за краткосрочные контракты, а сделки на поставку радиоактивных веществ, особенно короткоживущих изотопов, зачастую заключаются непосредственно по факсимильной связи или электронной почте без проведения переговоров в традиционной форме.

Потеря наших позиций на мировом рынке ядерных материалов и радиоактивных веществ не только приведет к заметному сокращению поступлений от экспорта в федеральный бюджет, но и потребует выделения дополнительных бюджетных средств на поддержку соответствующих предприятий ядерного комплекса, осуществление их конверсии и решение задач экологического оздоровления регионов их расположения.

Принятие данного законопроекта станет еще одним подтверждением аргумента наших западных конкурентов о непредсказуемости российской законодательной деятельности, которым они активно пользуются в действиях по вытеснению России с мирового рынка ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Необходимо отметить, что ни в одной промышленно развитой стране мира законодательные органы не занимаются принятием правовых актов в форме законов по каждому конкретному случаю экспорта ядерных материалов и, тем более, радиоактивных веществ. Их деятельность в этой области сосредоточена на обеспечении правовой базы экспорта, прежде всего контроля за ним. В частности, законодательные органы США лишь в отдельных случаях, имеющих важное политическое значение, принимают правовые акты по экспорту ядерных материалов в страны, которые не поставили свою деятельность в ядерной области под контроль МАГАТЭ или не имеют соответствующих соглашений с США (например, в Российскую Федерацию). В нашей стране также существует правовая норма в виде Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. N 312, запрещающая ядерный экспорт в страны, не обладающие ядерным оружием, если вся их ядерная деятельность не поставлена под гарантии МАГАТЭ.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации еще раз подтверждает свою позицию о нецелесообразности принятия рассматриваемого законопроекта как противоречащего Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и наносящего ущерб экономическим интересам России.