Письмо Полномочного представителя Президента РФ в ГД ФС РФ от 20.01.1997 N А13-4

 

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 января 1997 г. N А13-4

 

Постановлением Государственной Думы от 24 апреля 1996 г. N 286-II ГД образована комиссия по выработке согласованного текста Федерального закона О государственной статистической деятельности в Российской Федерации, принятого Государственной Думой 20 июля 1995 г. и отклоненного Президентом Российской Федерации 25 августа 1995 г.

В Главном государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации рассмотрен подготовленный комиссией новый текст этого Федерального закона и подготовлено заключение.

Направляю указанное заключение.

Одновременно сообщаю, что в работе комиссии примет участие специалист - эксперт Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации Ломакина Валентина Федоровна (тел. 206-23-56) вместо Кардаковой Н.М.

 

А.КОТЕНКОВ

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Главном государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации рассмотрен новый текст проекта Федерального закона О государственной статистической деятельности в Российской Федерации (далее именуется - проект). В связи с этим сообщается следующее.

Несмотря на устранение ряда недостатков проекта, предложенный вариант по некоторым позициям не соответствует Конституции Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации, имеет ряд технико-юридических погрешностей, некоторые формулировки проекта требуют уточнения.

В абзаце 2 ст. 1 проекта определяется предмет регулирования данного Федерального закона. На наш взгляд, он требует соответствующей доработки. Во-первых, свое регулятивное воздействие предлагаемый Федеральный закон должен оказывать не на отношения, а на общественные отношения. Во-вторых, в рамках этих общественных отношений функционируют не только субъекты, осуществляющие государственную статистическую деятельность, но и те субъекты, которые обязаны представлять им соответствующую информацию. В данной связи считаем, что в абз. 2 ст. 1 проекта после слова являются следует включить слово общественные, а вместо слова по осуществлению - слово в сфере.

В абзаце 4 ст. 1 проекта говорится, что действие настоящего Федерального закона распространяется на федеральные органы государственной и судебной власти. Исходя из вышесказанного, следует, что судебная власть не относится к государственной власти. Однако в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют и суды.

Название статьи 2 проекта следует привести в соответствие с ее содержанием. В названии говорится об основной задаче, а в содержании их насчитывается пять.

Далее, одной из задач государственной статистической деятельности, согласно ст. 2 проекта, является хранение и защита государственной статистической информации, а также данных бухгалтерской отчетности. Это положение не согласуется с понятием о государственной статистической деятельности, установленным в ст. 1 проекта, под которым следует понимать сбор, обработку и распространение количественных данных о массовых явлениях в обществе на основе статистической методологии.

В статье 6 проекта говорится, что региональные государственные статистические наблюдения осуществляются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области статистической деятельности за счет средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это положение не соответствует п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1176 О системе федеральных органов исполнительной власти, в котором сказано, что содержание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление, кроме территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, финансируемых по другим статьям бюджета. Кроме того, в соответствии с п. р ст. 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический учет находится в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому необходимо уточнить, могут ли быть включены вопросы статистической деятельности в региональные программы. Применительно к федеральной компетенции следует иметь в виду, что ее реализация возможна только за счет федерального бюджета. А своими бюджетами субъекты Российской Федерации распоряжаются самостоятельно.

В статье 7 проекта предусматривается финансирование ведомственных государственных статистических наблюдений, которые будут осуществляться за счет бюджетных средств и иных источников. Учитывая замечания в отношении ст. 6 проекта, следуют уточнить, из каких конкретно бюджетных средств будет осуществляться данное финансирование и что означают иные источники.

Абзац 4 ст. 9 проекта, исключающий возможность для одногородних субъектов отправления почтой статистической информации, противоречит ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, в которой гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их места жительства.

Содержание абз. 1 и 3 ст. 11 проекта не соответствует ее названию. В названии говорится о деятельности органов государственной статистики, а в содержании - кто относится к органам государственной статистики в Российской Федерации и о том, что при федеральном органе исполнительной власти в области статистики могут создаваться организации, необходимые для его деятельности.

В статье 12 проекта сказано, что органы государственной статистики обязаны проводить всероссийские переписи населения в соответствии с Федеральным законом О всероссийской переписи населения. Однако такого закона нет. Недопустима ссылка на закон, который не принят.

Абзац 3 ст. 13 проекта наделяет органы государственной статистики правом выполнять информационно-вычислительные работы и статистические наблюдения на договорной основе. Данное положение противоречит п. 1 ст. 3 Федерального закона Об основах государственной службы Российской Федерации, установившему, что указанная деятельность осуществляется только за счет средств федерального бюджета. Кроме того, п. 1 ст. 11 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что государственные служащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Учитывая изложенное, считаем, что проект Федерального закона О государственной статистической деятельности в Российской Федерации нуждается в серьезной доработке, в том числе требует тщательного редактирования.