Письмо ГПУ Президента РФ от 11.05.1999 N А6-1-1139

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГЛАВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 мая 1999 г. N А6-1-1139

 

Направляю предложения и замечания Главного государственно - правового управления Президента Российской Федерации по проекту Федерального закона О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

И.о. начальника Главного управления

Л.БРЫЧЕВА

 

 

 

 

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Рассмотрев проект Федерального закона О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Главное государственно - правовое управление Президента Российской Федерации сообщает следующее.

Прежде всего требуют корректировки положения законопроекта, касающиеся определения результатов выборов в федеральном избирательном округе и признания этих выборов несостоявшимися. Эти положения следует привести в соответствие с подпунктом г пункта 2 статьи 58 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее именуется - Федеральный закон), указав, что необходимое число голосов избирателей для признания выборов в федеральном избирательном округе состоявшимися определяется от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании за федеральные списки кандидатов.

Учитывая также, что барьер, преодоление которого позволяет федеральным спискам кандидатов принять участие в распределении депутатских мандатов, является плавающим, целесообразно установить его нижний предел.

В этой связи пункты 3 - 5 и 11 статьи 80 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции:

3. Если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, было подано в сумме более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, эти федеральные списки кандидатов допускаются к распределению депутатских мандатов. В этом случае федеральные списки кандидатов, получившие менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, к участию в распределении депутатских мандатов не допускаются.

4. Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, было подано в сумме 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие менее пяти, но свыше четырех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов. Если в результате окажется, что за допущенные к распределению депутатских мандатов федеральные списки кандидатов было подано в сумме 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, то в этом случае к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие от трех до четырех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов, получившие менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, к участию в распределении депутатских мандатов не допускаются.

5. Если за один федеральный список кандидатов было подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, а остальные федеральные списки получили менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, к участию в распределении депутатских мандатов наряду с первым федеральным списком кандидатов допускается федеральный список кандидатов, получивший наибольшее, но не менее трех процентов, число голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов, получившие менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, к участию в распределении депутатских мандатов не допускаются...

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы по федеральному избирательному округу несостоявшимися:

если в выборах по федеральному избирательному округу приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей;

если ни один федеральный список кандидатов не получил пять и более процентов голосов избирателей, принявших в голосовании за списки кандидатов;

если за все федеральные списки кандидатов, которые в соответствии с пунктами 3 - 5 настоящей статьи могут быть допущены к участию в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов..

Концептуально неверным представляется подход, при котором кандидат может дать согласие баллотироваться более чем в одном одномандатном избирательном округе, а быть зарегистрированным - только в одном из них. Для избирателей, выдвигающих кандидата, его согласие баллотироваться в конкретном избирательном округе одновременно означает и его намерение зарегистрироваться именно в этом избирательном округе. Таким образом, кандидат, давший согласие баллотироваться в двух и более одномандатных избирательных округах, в определенной мере дезориентирует своих избирателей, что вряд ли можно признать обоснованным.

На основании изложенного пункт 7 статьи 37 законопроекта предлагается дополнить положением, устанавливающим, что кандидат может дать согласие баллотироваться только в одном одномандатном избирательном округе. Данное требование следует распространить и на кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, дополнив пункт 5 статьи 40 законопроекта словами и только по одному одномандатному избирательному округу. Пункт 12 статьи 40 законопроекта, как противоречащий предложенным изменениям, следует исключить, а пункт 3 статьи 62 законопроекта - привести в соответствие с указанными требованиями.

Кроме того, представляется целесообразным учесть в законопроекте действующую норму о запрете баллотироваться в одномандатных избирательных округах первым трем кандидатам из общефедеральной части федерального списка кандидатов, дополнив соответствующими положениями пункт 4 статьи 47 законопроекта.

Наряду с указанными имеются и другие замечания, касающиеся уточнения отдельных статей законопроекта и приведения их в соответствие с Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 20 и пункту 7 статьи 23 Федерального закона избирательные участки должны быть образованы не позднее чем за 30 дней до дня голосования на выборах, а участковые избирательные комиссии - не позднее трех дней после образования избирательного участка. Однако пунктом 2 статьи 14 и пунктом 2 статьи 21 законопроекта предусматриваются иные требования, в соответствии с которыми избирательные участки образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования, а участковые избирательные комиссии - не ранее чем за 32 дня и не позднее чем за 27 дней до дня голосования. При таких условиях сроки формирования участковых избирательный комиссий, установленные Федеральным законом, вообще не могут быть соблюдены.

В этой связи следует отметить, что и другие, предусмотренные законопроектом отступления от установленных Федеральным законом сроков, представляются необоснованными. Например, пункт 7 статьи 14 законопроекта предусматривает опубликование списков избирательных участков не позднее чем за 35 дней до дня голосования, а пункт 7 статьи 20 Федерального закона - за 25 дней до дня голосования. Согласно пункту 14 статьи 23 законопроекта полномочия членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 15 и 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов, тогда как пункт 19 статьи 24 Федерального закона устанавливает, что полномочия членов всех избирательных комиссий (в том числе участковых) с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов по всем голосованиям. В соответствии с пунктом 11 статьи 71 законопроекта избирательные бюллетени передаются территориальным избирательным комиссия не позднее чем за 18 дней до голосования, а участковым избирательным комиссиям - не позднее чем в день, предшествующий голосованию. Вместе с тем пунктом 13 статьи 51 Федерального закона предусмотрено, что передача избирательных бюллетеней указанным избирательным комиссиям должна осуществляться соответственно не позднее чем за 20 дней и за 4 дня до голосования.

Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, связанные с предоставлением избирательным комиссиям, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам бесплатного эфирного времени, а также расходы периодических печатных изданий, связанные с предоставлением им же бесплатной печатной площади, согласно пункту 2 статьи 26, пункту 5 статьи 40 и пункту 1 статьи 41 Федерального закона покрываются за счет их текущего бюджетного финансирования. На этом основании в пункте 7 статьи 18, пункте 11 статьи 56 и пункте 8 статьи 57 законопроекта слова текущего финансирования следует заменить словами текущего бюджетного финансирования.

Пункт 4 статьи 20 и пункт 4 статьи 21 законопроекта, определяющие порядок назначения членов окружной, территориальной и участковой избирательных комиссий на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков и иных общественных объединений, и одновременно устанавливающие очередность учета этих предложений, следует привести в соответствие с пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона, которыми такая очередность не предусмотрена.

В связи с этим пункт 7 статьи 21 законопроекта, предусматривающий случаи формирования территориальной и участковой избирательных комиссий соответственно окружной и территориальной избирательной комиссией, предлагается дополнить положением, из которого следует, что формирование этих избирательных комиссий (либо назначение части их состава) должно производится не только в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы, но прежде всего в соответствии с Федеральным законом Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 23 законопроекта гарантии неприкосновенности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, установленные пунктом 13 статьи 24 Федерального закона, распространяются также и на члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Такой подход представляется необоснованным, поскольку статус членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса не предполагает равенства их прав в части неприкосновенности.

В пункте 1 статьи 24 законопроекта необходимо уточнить, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляет, а не вносит на рассмотрение Государственной Думы схему одномандатных избирательных округов. Учитывая, что данная схема утверждается федеральным законом, ее внесение должно осуществляться субъектом права законодательной инициативы, каковым Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не является.

Пункт 1 статьи 29 законопроекта следует привести в соответствие с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона, не предусматривающим участие на заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов, работе со списками избирателей и другими избирательными документами наряду с членами вышестоящих избирательных комиссий еще и представителей этих комиссий.

Противоречащими пунктам 2 и 3 статьи 30 Федерального закона являются положения пунктов 4 и 10 статьи 38 законопроекта. Согласно Федеральному закону все решения, касающиеся выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком кандидатов (списка кандидатов), принимаются соответственно на съезде (конференции) избирательного объединения, съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. В отличие от этого законопроектом устанавливается, что решения о выдвижении кандидатов в одномандатных избирательных округах на повторных и дополнительных выборах, об изменении одномандатного избирательного округа, в котором кандидат был первоначально выдвинут, а также о выдвижении кандидата, включенного в федеральный список, в одномандатном избирательном округе могут быть приняты руководящим (уполномоченным на то) органом избирательного объединения, избирательного блока.

Аналогичное замечание касается и пункта 6 статьи 51 законопроекта, в соответствии с которым избирательное объединение, входящее в избирательный блок, вправе не позднее чем за 5 дней до голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе данного блока по решению уполномоченного на то органа. Кроме того, установленный данной нормой срок следует изменить, поскольку буквальное его соблюдение исключает возможность дальнейшего участия избирательного объединения в выборах, как это предусмотрено законопроектом.

В пункте 3 статьи 46 законопроекта следует установить срок, в течение которого органы, осуществляющие проверку достоверности сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками, должны представить избирательной комиссии свое заключение.

Вызывает возражение положение подпункта б пункта 4 статьи 62 законопроекта, нарушающее равенство прав избирательных объединений и избирательных блоков на получение средств из федерального бюджета для формирования своих избирательных фондов, в связи с чем его предлагается исключить (тем более, что это положение не применяется на выборах депутатов Государственной Думы созыва, впервые избираемого в соответствии с данным федеральным законом).

Пункт 1 статьи 90 законопроекта, определяющий перечень субъектов, которые имеют право на обращение в суд с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, предлагается дополнить положением, предусмотренным пунктом 4 статьи 63 Федерального закона:

При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу..

Пункт 1 статьи 93 законопроекта, содержащий перечень лиц, которые своими действиями (бездействием) нарушают избирательные права граждан, следует привести в соответствие с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона, дополнив его перед словами а также абзацем следующего содержания:

либо не предоставляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании,.

Необходимо также отметить, что данный законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, в связи с чем требуется заключение Правительства Российской Федерации.