Письмо Правительства РФ от 13.05.1999 N 2135п-П10

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 мая 1999 г. N 2135п-П10

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ

СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О государственном строительном надзоре в Российской Федерации, внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Кицем, В.У. Корниенко, Р.С. Попковичем, Ю.К. Севенардом, С.М. Соколом и Ю.М. Ворониным. По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет официальный отзыв.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

Ю.МАСЛЮКОВ

 

 

 

 

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ

СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О государственном строительном надзоре в Российской Федерации, внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Кицем, В.У. Корниенко, Р.С. Попковичем, Ю.К. Севенардом, С.М. Соколом и Ю.М. Ворониным.

В целом предоставляется своевременным предложение авторов законопроекта об усилении роли государства в регулировании вопросов качества строительства, в том числе через улучшение работы государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях.

По существу законопроекта Правительство Российской Федерации сообщает следующее.

1. Архитектурно - строительный надзор как вид деятельности включает в себя систему соответствующих органов, отношения, возникающие при строительстве зданий и сооружений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, обязательные требования и порядок, которые должны соблюдаться в целях обеспечения безопасности при строительстве зданий и сооружений и т.д.

Подготовленный законопроект предполагает лишь создание системы органов государственного строительного надзора от федерального уровня до уровня городов и районов, а также определяет компетенцию указанных органов. Положение же о порядке осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации (что и должно составлять в основном предмет рассматриваемого проекта) законопроектом предлагается утвердить Правительству Российской Федерации (статья 19).

В этой связи можно сделать вывод, что сам порядок осуществления государственного строительного надзора в законодательном регулировании не нуждается.

2. Законопроектом изменяется наименование надзорных органов и их место в системе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. При этом проектом в полном объеме не определена компетенция в данном вопросе Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства (в настоящее время - Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике), а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 65) контроль за осуществлением градостроительной деятельности проводится Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, соответствующими органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

В соответствии с оложением о Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 95, функции организации и осуществления государственного архитектурно - строительного надзора за качеством строительства, а также контроля за качеством продукции предприятий промышленности строительных материалов, конструкций и деталей переданы указанному госкомитету.

3. Статья 7 проекта предусматривает, что Главная инспекция государственного строительного надзора Российской Федерации является высшим органом, издает обязательные для нижестоящих инспекций распоряжения и входит в структуру федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в области строительства. Начальник Главной инспекции назначается на должность Правительством Российской Федерации.

Следует учесть, что создание высшего органа в структуре федеральных органов исполнительной власти законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

В соответствии с Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации (статья 12) Правительство Российской Федерации назначает на должность заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

4. Статьи 9 и 10 проекта затрагивают вопросы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что является вмешательством в компетенцию субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статьи 11 и 77 Конституции Российской Федерации).

5. Включение муниципальных органов в единую систему государственного строительного надзора (статьи 6, 10) не согласуется со статьей 12 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

6. Статьей 10 законопроекта предусмотрено, что муниципальные инспекции государственного строительного надзора Российской Федерации выдают разрешения на право использования введенных в эксплуатацию объектов. Это положение противоречит действующему в настоящее время порядку ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов.

7. Статья 11 проекта устанавливает звания должностным лицам, которые в соответствии со статьей 14 получают статус государственного служащего. Это положение противоречит Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы, в соответствии с которым не предусмотрено установление званий государственным служащим.

Вопрос о льготах по проезду должностных лиц инспекций государственного строительного надзора Российской Федерации, а также ношение ими форменной одежды, изготовление личных печатей не является предметом рассмотрения данного законопроекта.

8. Статьей 13 проекта предусмотрено финансирование соответствующих инспекций за счет средств бюджетов различных уровней, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Вышеуказанные бюджеты не относятся к предмету ведения Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации), и, следовательно, вопросы их регулирования не могут регламентироваться федеральными законами (статья 76 Конституции Российской Федерации).

9. Статьей 14 проекта определено, что государственные строительные инспекторы являются государственными (муниципальными) служащими, а также предусмотрены меры их социальной защиты.

В соответствии с Федеральным законом Об основах государственной службы Российской Федерации (статья 2) к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности. Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Нечеткий статус инспекций государственного строительного надзора (статьи 6 и 7 проекта) не соответствуют ни одному из указанных государственных органов, поэтому отнесение государственных инспекторов всех инспекций к госслужащим будет противоречить указанному закону.

Отнесение государственных строительных инспекторов к муниципальным служащим должно решаться в установленном порядке органами местного самоуправления.

Вопрос расширения круга лиц, на которых распространяются нормы Закона О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (статья 14 проекта) целесообразно решать путем внесения соответствующих дополнений в указанный Закон.

Вопросы обязательного государственного страхования госслужащих должны решаться в соответствии с Федеральным законом Об основах государственной службы Российской Федерации.

10. Статья 18 проекта устанавливает, что инспекции государственного строительного надзора являются правопреемниками органов Государственного (муниципального) архитектурно - строительного надзора Российской Федерации в части их задач, функций и прав.

Правопреемственность согласно действующему законодательству происходит не только при ликвидации предприятий или определенных структур, но и при их реорганизации, перераспределении функций. При принятии проекта закона в представленной редакции возможно существование двух контролирующих структур, функции которых и источник финансирования проектом четко не определены.

11. В соответствии со статьей 19 проекта Правительство Российской Федерации определяет перечень объектов, по которым является обязательным ведение технического надзора заказчиками и авторского надзора проектными организациями.

Следует учесть, что ведение указанных видов контроля определено статьей 748 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона Об архитектурной деятельности в Российской Федерации и не требует специального решения Правительства Российской Федерации.

Имеются также замечания стилистического и редакционного характера, в частности в отношении применяемой строительной терминологии.

В связи с вышеизложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие проекта Федерального закона О государственном строительном надзоре в Российской Федерации в данной редакции и считает необходимым провести его переработку с учетом высказанных замечаний.