ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 мая 1999 г. N
2174п-П1
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ
ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Правительстве
Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон О континентальном шельфе
Российской Федерации, внесенный группой депутатов Государственной Думы.
По существу законопроекта Правительство Российской Федерации направляет
официальный отзыв.
Заместитель
Председателя
Правительства
Российской Федерации
Г.КУЛИК
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ
ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В принципиальном
концептуальном плане следовало бы рассмотреть вопрос о целесообразности
принятия данного законопроекта. Федеральные законы О континентальном
шельфе Российской Федерации и Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации имеют самостоятельный объект регулирования. Правовой
режим шельфа и экономической зоны не одинаков, что обусловлено различным
объемом суверенных и исключительных прав и юрисдикции Российской Федерации в их
отношении. В этой связи неправомерно распространение режима исключительной
экономической зоны на континентальный шельф. С другой стороны, невозможно
использование континентального шельфа, не пользуясь морскими районами
экономической зоны. В этом случае напрямую действуют нормы Федерального закона
Об исключительной экономической зоне Российской Федерации. К тому
же в Федеральном законе О континентальном шельфе Российской
Федерации (преамбула) указывается, что вопросы, относящиеся к
континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные
указанным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами,
применяемыми к континентальному шельфу Российской Федерации. Это
доказывает тот факт, что в соответствующих случаях Федеральный закон Об
исключительной экономической зоне Российской Федерации действует и
применительно к отношениям по использованию континентального шельфа Российской
Федерации.
Обращает на себя
внимание и избирательность в использовании норм Федерального закона Об
исключительной экономической зоне Российской Федерации для внесения
изменений и дополнений в закон о континентальном шельфе. Берутся в основном
положения, касающиеся использования живых ресурсов зоны и ответственности за
нарушения закона. В то же время нормы по использованию неживых ресурсов, научных
исследований, охраны и защиты среды и др. не затрагиваются.
По конкретным
положениям законопроекта имеются следующие замечания и предложения.
1. Статья 1.
Федеральный закон
Об исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее -
Закон об ИЭЗ) не содержит в себе положений, предусматривающих необходимость
внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ
О континентальном шельфе Российской Федерации (далее - Закон о
шельфе), в связи с чем в преамбуле ст. 1 законопроекта
ссылку на Закон об ИЭЗ предлагается исключить.
Пункт 1.
Слова о видах
и объемах предлагается заменить словами о видах и об объемах.
Пункт 2.
В абз. 2 слова
заменить частями второй, третьей и четвертой предлагается заменить
словом изложить.
В п. п. 2, 4, 5, 6
и 7 законопроекта слово лицензия изменить на слова лицензия
(разрешение).
Далее по всему
тексту Федерального закона О континентальном шельфе Российской
Федерации слово лицензия заменить словами лицензия
(разрешение).
Пункт 6.
Поскольку в Законе
о шельфе части статьи не имеют нумерации, в предложенной новой редакции абз. 1
ч. 2 ст. 14 Закона о шельфе цифру 2 необходимо исключить.
Кроме того, в
проекте фактически имеет место введение в ст. 14 Закона о шельфе новых частей
четвертой и пятой, однако указание об этом отсутствует. Данное несоответствие
требует устранения.
В ч. 2 ст. 14
Закона о шельфе слова федеральный орган исполнительной власти по
налогообложению заменить словами федеральный орган исполнительной
власти по налогам и сборам.
Абзац 4 ч. 3 ст. 14
Закона о шельфе изложить в редакции:
Осуществлять
промысел живых ресурсов в присутствии должностных лиц специально уполномоченных
федерального органа исполнительной власти по пограничной службе и федерального
органа исполнительной власти по рыболовству и под контролем указанных лиц;.
Пункт 7.
В ст. 15 Закона о
шельфе абзацы, касающиеся ответственности за невнесение в установленный срок
платы за пользование живыми ресурсами и неуплату налогов и сборов, исключить.
Последний абзац п.
7 законопроекта дополнить словами: и
федеральный орган исполнительной власти
по обороне..
Пункт 9.
Статью 40 Закона о
шельфе изложить в редакции ст. 34 Федерального закона Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации в части определения системы
платежей за пользование ресурсами континентального
шельфа, разделив платежи за пользование живыми ресурсами и платежи за
пользование неживыми ресурсами.
Часть 8 ст. 40
Закона о шельфе изложить в редакции ч. 6 ст. 34 Федерального закона Об
исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Пункт 10.
Абзац 2 исключить,
поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1999 N 147
Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по
рыболовству на этот комитет возложены функции по осуществлению
государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере
рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных
биологических ресурсов и среды их обитания. В связи с этим Государственный
комитет Российской Федерации по рыболовству, наряду с Федеральной пограничной
службой Российской Федерации, обязан осуществлять регулирование, координацию и контроль за сохранностью водных биологических ресурсов и
среды их обитания.
Пункт 12.
По основаниям,
изложенным по п. 10 законопроекта, и одновременно с реализацией изменения абз.
2 п. 10 законопроекта необходимо в абз. 2 п. 12 законопроекта слова
федеральный орган исполнительной власти по рыболовству исключить.
Пункт 13.
Статью 45 не
считаем целесообразным дополнять словами установление налоговых
льгот, так как установление таких льгот может осуществляться только в
соответствии с налоговым законодательством, вопрос предоставления налоговых
льгот не является предметом настоящего закона.
В абз. 3 ч. 2
вместо слова ее записать слово его.
Пункт 14 изложить в
следующей редакции: Дополнить Федеральный закон О континентальном
шельфе Российской Федерации статьей 46.1 в следующей редакции:
Статья 46.1.
Особенности ответственности за нарушение настоящего Федерального закона.
Арестованное
иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после
предоставления разумного залога или другого обеспечения..
2. Дополнить
законопроект двумя новыми пунктами следующего содержания:
15. В статье 29 слова уполномоченным на то федеральным органом по
науке и технической политике заменить словами уполномоченным на то
федеральным органом по науке и технологиям по согласованию со специально
уполномоченными на то федеральным органом по рыболовству, федеральным органом
по охране окружающей среды, федеральным органом по обороне, федеральным органом
по пограничной службе, а при необходимости и с другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти..
16. В ч. 2 п. 6 ст.
43 слова Военные корабли заменить словом Корабли.