ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 февраля 1997
г. N Пр-160
В
соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю
представленные Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования
Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов и Федеральный закон О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов, которые были приняты Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации 27 декабря 1996 г. и одобрены
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 22 января 1997 г.
Оба
Федеральных закона посвящены одному и тому же вопросу - совершенствованию
нормативной правовой базы, регулирующей отношения, возникающие в связи с
обеспечением безопасности, правовой и социальной защитой лиц, указанных в
Федеральном законе О государственной защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов, при выполнении ими своих
служебных обязанностей.
Данные Федеральные
законы не в полной мере корреспондируются друг с другом, а также имеют
внутренние противоречия, которые делают весьма затруднительным их применение на
практике. Кроме того, оба Федеральных закона не в полной мере соответствуют
Конституции Российской Федерации и содержат большое количество
технико-юридических погрешностей.
Федеральный закон
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов предполагает включение дополнительно в перечень
лиц, на которых распространяются государственные меры безопасности, правовой и
социальной защиты:
судей
конституционных судов, а также судей военных судов, которые выделены по
сравнению с ранее существовавшей редакцией;
Председателя
Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты
Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации,
сотрудников аппарата Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающих
контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов, расходованием государственных средств
и использованием федеральной собственности, движением средств федерального
бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке
Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации.
Не вызывает
возражений включение в указанный перечень членов и сотрудников Счетной палаты
Российской Федерации, хотя представляются излишними слова в Центральном
банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных
учреждениях Российской Федерации. А вот выделение судей
конституционных судов как отдельной категории видится неоправданным и не
соответствующим Конституции Российской Федерации. Конституционные суды
существуют в Российской Федерации и республиках Российской Федерации, края,
области и другие субъекты Российской Федерации имеют уставные суды, в связи с чем Федеральным законом вводится неоправданное и не
соответствующее статье 5 Конституции Российской Федерации различие в статусе
органов государственной власти субъектов Российской Федерации (одни защищены
Федеральным законом, другие - нет). Сомнительно и выделение в отдельную
категорию судей военных судов при наличии такой категории, как судьи всех
судов общей юрисдикции, так как согласно Федеральному конституционному
закону О судебной системе Российской Федерации военные суды входят
в состав судов общей юрисдикции.
Пунктом 3 статьи 1
Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов также предполагается изменение нумерации пунктов 3
- 13 Федерального закона О государственной защите судей, должностных лиц
правоохранительные и контролирующих органов на 4 - 14. При этом
совершенно не учитывается, что пункт 13 в действующей редакции включает в
перечень лиц, которые подлежат государственной защите, близких лиц,
перечисленных в пунктах 1 - 12 части первой настоящей статьи (имеется в
виду статья 2 Федерального закона О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов). Таким
образом, при изменении нумерации пунктов без внесения поправок в действующую
редакцию пункта 13 получается, что близкие лица (родственники) должностных лиц,
указанных в пункте 12 (при перенумерации попадающих в пункт 13), выпадают из
категории лиц, которым может быть предоставлена государственная защита. Но скорее всего это грубая техническая ошибка, так как в
одновременно принятом Федеральном законе О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона О государственной защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов предполагается
государственная охрана, например, близких лиц должностных лиц таможенных органов,
хотя последние и указаны в пункте 12 действующей редакции Федерального
закона (при перенумерации попадающих в пункт 13).
Кроме того, дается
новая редакция статьи 20 Федерального закона О государственной защите
судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов,
посвященной материальной компенсации в случае гибели, причинения вреда здоровью
или имуществу должностных лиц. Сами изменения редакции статьи имеют технический
и непринципиальный характер. Статьей 3 Федерального закона
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов определено его вступление в силу с 1 января 1998
г., что дает основания считать, что Государственная Дума полагала бы отнести
введение норм об обязательной материальной компенсации в случае гибели,
причинения вреда здоровью или имуществу должностных лиц на 1998 год.
Однако в период до 1 января 1998 г. все равно будет действовать существующая
статья 20 Федерального закона О государственной защите судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих органов (в редакции 1995 года),
предусматривающая расходы на эти цели.
Федеральный
закон О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих
органов, хотя и принимается для приведения законодательства в
соответствие с Федеральным законом О государственной защите судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих органов и в связке с Федеральным
законом О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О государственной защите судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих органов, тем не менее не в полной мере корреспондирует с ними.
Во-первых, в данном
Федеральном законе делается попытка существенно расширить круг лиц, на которых
распространяются государственные меры безопасности, правовой и социальной
защиты в соответствии с Федеральным законом О государственной защите
судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Так, например, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов к категории лиц, которые подлежат государственной
защите, отнесены сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану
общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также
исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным
делам, постановлений органов расследования и прокуроров. В то же
время пунктами 3 и 4 статьи 5 Федерального закона О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона О государственной защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов предлагается по существу
распространить государственную защиту на всех сотрудников милиции. Можно
привести и другие примеры существенного расширения перечня лиц, подлежащих государственной
охране.
Во-вторых,
предлагаемая в Федеральном законе схема обязательного государственного
страхования на основании договоров между органом государственной власти и
лицензированными страховщиками не в полной мере соответствует статье 969 Гражданского
кодекса Российской Федерации, и решение вопросов организации обязательного
государственного страхования должно быть отнесено к сфере законодательства о
страховании, а не изменяемых Федеральным законом актов. Кроме того, нуждается в корректировке сам подход к обязательному
государственному страхованию, так как речь должна идти об обязательном и
своевременном финансировании из федерального бюджета расходов, предусмотренных
Федеральным законом О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов, а не только и не столько о заключении
договоров. Кроме того, необходимо отметить, что возложение на Министерство
юстиции Российской Федерации и Министерство обороны
Российской Федерации обязанности заключения договоров об обязательном
государственном страховании судей противоречит Федеральному конституционному
закону О судебной системе Российской Федерации, которым
предусмотрено создание специального судебного департамента для обеспечения
судей судов общей юрисдикции.
Следует
отметить также и некорректность названия Федерального закона О внесении
изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона О государственной защите судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих органов, так как в связи с
принятием весной 1995 года Федерального закона О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов
предлагается вносить изменения в федеральные законы, которые приняты позднее, например, в принятую 17 ноября 1995
г. новую редакцию Федерального закона О прокуратуре Российской
Федерации.
Учитывая
изложенное, считаю невозможным рассмотрение Федерального закона О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов
и Федерального закона О внесении изменений и дополнений в законодательные
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов без их существенной доработки и более четкого определения перечня лиц, которым предоставляется
государственная защита в соответствии с Федеральным законом О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов.
Б.ЕЛЬЦИН