Письмо ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 25.05.1999 N 5.1-1752

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 мая 1999 г. N 5.1-1752

 

Направляю замечания и предложения по проекту федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации, рассмотренному Советом Государственной Думы 20 апреля 1999 года.

 

Заместитель начальника Управления

Б.В.МИРОШИН

 

 

 

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОКУРАТУРЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Рассматриваемый проект направлен на изменение порядка назначения и освобождения от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей, прокуроров районов и городов. Концепция предложенных изменений вызывает принципиальные возражения, поскольку не согласуется с конституционными нормами.

В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Федерального закона О прокуратуре Российской федерации прокуратура является единой централизованной системой с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Характер государственных функций прокуратуры, прежде всего, надзор за исполнением законов обуславливает независимость прокуроров от любых органов и должностных лиц, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В части 3 статьи 129 Конституции Российской Федерации установлено, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Тем самым сделано единственное конституционное исключение из общего порядка назначения прокуроров, назначаемых единолично Генеральным прокурором Российской Федерации. Произвольное распространение данного исключения на иных прокуроров недопустимо, поскольку нарушает конституционный принцип независимости прокуратуры. При этом согласование означает представление кандидатуры прокурора на одобрение субъекту Российской Федерации, но не наоборот. Освобождение прокурора субъекта Российской Федерации от занимаемой должности по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации и его назначение на должность по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации неправомерно умаляет конституционные полномочия Генерального прокурора Российской Федерации.

По указанным причинам недопустимо изменять существующий порядок назначения на должность и освобождения от должности заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров районов и городов.

Данный проект неправомерно ограничивает конституционное право Генерального прокурора Российской Федерации назначать на должность и освобождать от должности прокуроров, ставя его в зависимость от мнения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что нарушает принцип построения прокуратуры и противоречит правовой природе этого особого института государства.

 

Начальник отдела

конституционного законодательства

и охраны прав граждан

Н.Ф.ВОРОБЬЕВ