Письмо Президента РФ от 01.06.1999 N Пр-699

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 июня 1999 г. N Пр-699

 

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 21 апреля 1999 г., одобренный Советом Федерации 17 мая 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона О банках и банковской деятельности (далее именуется - Федеральный закон).

Федеральный закон имеет своей целью урегулирование корреспондентских отношений между российскими кредитными организациями и иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон иностранных государств, с тем, чтобы предотвратить в первую очередь нелегальную утечку валютных средств из Российской Федерации.

В существующей редакции Федеральный закон этой цели не достигает. Порядок установления корреспондентских отношений, то есть тот или иной порядок заключения договоров способен лишь осложнить процедуру заключения договора, но не может служить ограничением для установления корреспондентских отношений с имеющими негативную репутацию, недостаточно надежными иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон иностранных государств. В то же время в указанных зонах могут быть зарегистрированы дочерние банковские учреждения иностранных банков, имеющих высочайший рейтинг, безукоризненную репутацию и участвующих в установленном порядке в банковской системе Российской Федерации или имеющих свои филиалы на территории Российской Федерации. Введение специального порядка установления корреспондентских отношений с зарегистрированными в оффшорных зонах банковскими учреждениями таких банков находящимися под юрисдикцией Российской Федерации кредитными организациями не только лишено смысла, но и нецелесообразно.

Предметом регулирования на уровне федерального закона должен быть не порядок установления корреспондентских отношений с любыми иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон иностранных государств, а создание правовой возможности для дифференциации таких банков на те, с которыми российские кредитные организации не могут иметь корреспондентские отношения, и на те, с которыми могут.

Учитывая, что действующее законодательство не содержит ни понятия оффшорные зоны, ни их признаков или перечня и не устанавливает компетенцию какого-либо органа по их легальному определению, сфера действия и применения Федерального закона остается неясной.

Для эффективной реализации Федерального закона необходимо наделить государственный орган правом определения перечня оффшорных зон, в рамках которых и будет проведена дифференциация зарегистрированных в них иностранных банков, критерием которой станет возможность установления с этими банками корреспондентских отношений кредитными организациями, находящимися под юрисдикцией Российской Федерации.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН