ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПИСЬМО
от 10 февраля 1997
г. N 2.2-15/1431
Направляем
заключение по проекту Федерального закона О лицензировании пользования
недрами.
Первый заместитель
начальника
управления
В.А.РОЩИН
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ПОЛЬЗОВАНИЯ
НЕДРАМИ
1. Круг отношений,
которые подлежат урегулированию в законопроекте О лицензировании
пользования недрами, необоснованно расширен.
Так, основания
приобретения прав пользования участками недр (статья 3 проекта); порядок
предоставления земельных участков, расположенных над месторождениями полезных
ископаемых (статья 10): вопросы ограничения, приостановления и прекращения
права пользования недрами (глава V проекта) не являются предметом регулирования
данного законопроекта и подлежат исключению из его текста.
2. Ряд положений
законопроекта не соответствует Закону Российской Федерации О
недрах.
Например, статья 5,
пункт 2 статьи 7 законопроекта, определяя органы, предоставляющие лицензии на
пользование участками недр, не соответствуют части 4 статьи 16 названного
Закона.
Содержатся
противоречия между пунктом 2 статьи 1, статьями 14 и 15 законопроекта и
статьями 11 и 12 Закона Российской Федерации О недрах.
Пункт 5 статьи 17,
пункт 2 статьи 35 законопроекта, вводя государственную регистрацию лицензии в
государственном геологическом фонде, не только запутывает и усложняет данную
процедуру, но и не соответствует части 5 статьи 16 Закона Российской Федерации
О недрах.
Положения статьи 36
проекта в части перехода права пользования недрами и переоформления лицензии не
соответствуют статье 17(1) Закона Российской Федерации О недрах.
3. В целом в
законопроекте не нашла отражения специфика лицензирования пользования участками
недр на условиях раздела продукции.
4. Статья 3
Федерального закона Об экологической экспертизе установила, что до
принятия решений о реализации любой намечаемой хозяйственной деятельности,
могущей оказать воздействие на окружающую природную среду, в обязательном порядке
должна быть проведена государственная экологическая экспертиза.
Данное требование
Закона не нашло своего отражения в законопроекте О лицензировании
пользования недрами.
5. Статьи
законопроекта, содержащиеся в главе III и регулирующие проведение конкурсов и
аукционов, требуют доработки и согласования с Гражданским кодексом РФ.
В частности,
необходимо отредактировать перечень необходимых сведений, которые должны
содержаться в извещении о проведении торгов (пункт 14 статьи 26), исходя из
требований пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.
Пункт 5 статьи 31
законопроекта противоречит пункту 5 статьи 447 Гражданского кодекса РФ, а пункт
6 статьи 31 не соответствует пункту 4 статьи 447 ГК РФ.
Кроме того, в
названной главе четко не определено, кто является организатором торгов; не
решен вопрос о внесении задатка участниками торгов; никак не обозначены те
конкретные случаи, когда возможно предоставление лицензий на пользование
участками недр без проведения конкурсов (статья 34 проекта).
Положение пункта 7
статьи 31 проекта, дающее право органам, предоставляющим лицензии, по своему
усмотрению решать вопрос о победителе конкурса (аукциона), делает бессмысленным
формирование и работу конкурсных и аукционных комиссий, предоставляя
таким образом названным органам возможности, которые могут повлечь предвзятое
отношение к участникам торгов при принятии решений данными органами.
6. Положения пункта
7 статьи 8, пункта 2 статьи 18, пункта 8 статьи 19 и некоторых других в части
возмещения понесенных затрат необходимо привести в соответствие со статьей 15 и
главой 59 Гражданского кодекса РФ.
7. Одним из
недостатков законопроекта является то, что он во многих случаях не
предусматривает судебного порядка рассмотрения споров, могущих возникнуть при
выдаче лицензии, возможности обжалования в суд решений органов, предоставляющих
лицензии, что не соответствует статье 46 Конституции Российской Федерации.
8. Законопроект
содержит и некоторые внутренние противоречия.
Так, например, не
согласованы между собой пункт 9 статьи 3 и пункт 3 статьи 4 законопроекта.
Пункт 2 статьи 7,
вводя новый государственный орган, предоставляющий лицензии на определенные
виды деятельности, тем самым вступает в противоречие со статьей 5 проекта,
которая содержит исчерпывающий перечень таких органов.
Статья 6 проекта
предусматривает, что лицензии могут выдаваться как юридическим лицам, так и
индивидуальным предпринимателям, а статья 27 предоставляет возможность подать
заявку на участие в конкурсе только юридическим лицам.
Существуют и иные
несоответствия.
9. В целом текст
законопроекта нуждается в тщательной юридико-и
редакционно - технической доработке.
Начальник Отдела
правовой
экспертизы
законопроектов
по гражданскому
законодательству
и природопользованию
Т.А.ПУЛОВА