ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июня 1999 г. N
Пр-703
В соответствии с
частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый
Государственной Думой 19 мая 1999 г. и направленный Президенту Российской
Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон Об основах
организации бытового обслуживания населения в Российской Федерации (далее
именуется - Закон) по следующим основаниям.
В преамбуле Закона
говорится, что данный Закон определяет правовые основы организации бытового
обслуживания населения в целях развития единого рынка бытовых услуг и
координации деятельности органов бытового обслуживания населения в Российской
Федерации.
Однако вопросы
бытового обслуживания населения находятся вне пределов ведения Российской
Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации (статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации). В соответствии с
частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения
Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, правовая основа для принятия данного Закона отсутствует. Это
касается и установления полномочий органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
сфере организации бытового обслуживания населения (статьи 11 и 12 Закона).
Кроме того, многие
положения Закона являются предметом регулирования Гражданского кодекса
Российской Федерации, законодательных актов Российской Федерации о защите прав
потребителей, о некоммерческих организациях, о лицензировании, сертификации и
стандартизации, об инвестициях и инвестиционной деятельности (статьи 6 - 10,
13, 19 Закона).
Не соответствует
Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации
отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих
бытовые услуги населению, к органам бытового обслуживания населения, как это
предусмотрено в статьях 3 и 4 Закона. В соответствии со статьями 3, 10, 11, 77
и другими статьями Конституции Российской Федерации термин органы
употребляется только применительно к органам, реализующим
государственно-властные полномочия. В связи с этим и Гражданский кодекс
Российской Федерации не предусматривает такой специфической
организационно-правовой формы, как органы.
Статья 3 Закона, в
которой указано, что органы бытового обслуживания населения наряду с органами
государственной власти и органами местного самоуправления способствуют развитию
бытового обслуживания населения, противоречит статье 4 Закона, так как в этой
статье закреплено, что органы бытового обслуживания населения оказывают бытовые
услуги населению.
Положения статей 15
- 19 Закона, регулирующие вопросы правового статуса ремесленных палат,
противоречат Конституции Российской Федерации. Так, на ремесленные палаты
возлагаются контрольные, регулятивные, регистрационные функции, что может быть
в соответствии со статьями 3, 10, 11 и другими статьями Конституции Российской
Федерации отнесено к компетенции исключительно органов государственной власти и
органов местного самоуправления. Подобная регламентация статуса регистрационных
палат противоречит основным началам гражданского законодательства Российской
Федерации, установленным в главе 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а
также статьям 2 - 4, 13 и 28 Федерального закона О некоммерческих организациях.
Кроме того, попытка
законодателя закрепить в Федеральном законе конкретное наименование
некоммерческой организации Ремесленной палаты Российской Федерации, определить
состав ее учредителей и ее функции нарушает принцип свободы деятельности субъектов
гражданско-правовых отношений.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН