Письмо Правительства РФ от 09.06.1999 N 2646п-П12

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 июня 1999 г. N 2646п-П12

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

 

Правительство Российской Федерации обращается к депутатам Государственной Думы с просьбой поддержать проект Федерального закона О внесении изменения в статью 16 Федерального закона О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, внесенный Советом Федерации Федерального Собрания и предусматривающий предоставление ежемесячного пособия на ребенка семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

Дефицит бюджетов всех уровней в течение четырех лет действия Федерального закона О государственных пособиях гражданам, имеющим детей не позволяет обеспечить его выполнение в полном объеме. Неисполнение Закона в наибольшей степени затрагивает интересы беднейших семей и приводит к росту социальной напряженности. В большинстве субъектов Российской Федерации задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка постоянно увеличивается и на 1 мая 1999 г. ее сумма в целом по Российской Федерации составила 29,2 млрд. рублей.

В июле 1998 г. принят Федеральный закон, устанавливающий переход на назначение пособия семьям с детьми со среднедушевыми доходами, не превышающими 200 процентов прожиточного минимума. Вступление в силу данного Закона предусмотрено после принятия федерального закона о потребительской корзине (проект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в феврале 1999 г.). Однако введение в действие этого Закона не улучшит положение с выплатой ежемесячного пособия на ребенка, поскольку при таком подходе пособиями будет охвачено 90 процентов сегодняшних получателей.

Для снижения социальной напряженности в соответствии с соглашениями об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета первоочередная выплата пособия практически во всех регионах производится адресно. Схемы установления адресности в основном сводятся к учету среднедушевого дохода семьи и предоставлению пособия тем семьям, которые в регионах отнесены к наиболее социально уязвимым (многодетным, неполным, семьям безработных и др.).

В субъектах Российской Федерации практически завершена передача назначения и выплаты пособия от предприятий территориальным органам социальной защиты населения, что позволило получить 15 - 20 процентов экономии финансовых средств.

На сегодняшний день проведен первоначальный этап инвентаризации задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка и определения ее реальных объемов в разрезе регионов. До 1 июля текущего года предполагается провести детальный анализ полученных результатов с распределением задолженности финансовых органов по возмещению расходов на выплату пособия между органами социальной защиты населения и предприятиями и учреждениями, на которые ранее возлагались обязанности по выплате пособий гражданам по месту их работы.

Однако, несмотря на принимаемые меры по нормализации ситуации с выплатой пособий на детей, своевременно и в полном объеме ежемесячное пособие на ребенка выплачивается лишь в трех субъектах Российской Федерации (городах Москве и Санкт-Петербурге, Самарской области). Только в одном регионе (Белгородской области) удалось в течение 1998 г. погасить задолженность по выплате пособия.

Проект Федерального закона, внесенный Советом Федерации, обеспечит сбалансированность объема финансовых ресурсов государства и реализуемых мер по социальной поддержке населения, соответствие реальных возможностей принимаемым в этой сфере обязательствам и их законодательному закреплению. Предоставление ежемесячного пособия на ребенка семьям, имеющим среднедушевой доход, не превышающий величины прожиточного минимума, позволит осуществлять регулярную и в полном объеме текущую выплату пособия семьям, нуждающимся в особой заботе государства, а также использовать часть высвобождающихся средств для погашения образовавшейся задолженности. Численность детей в семьях с доходами ниже величины прожиточного минимума оценивается в 17,5 млн. человек (70 процентов от количества детей, которым назначено пособие), общие затраты на выплату пособия при установленном в настоящее время размере пособия - 14,7 млрд. рублей в год (против 21,2 млрд. рублей по действующему законодательству).

При этом в регионах, располагающих достаточными финансовыми ресурсами, по решению органов власти субъектов Российской Федерации выплата ежемесячного пособия на ребенка может производиться за счет собственных средств и гражданам, имеющим детей, с более высокими среднедушевыми доходами или вообще без учета доходов.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации в своем заключении (письмо от 2 июня 1999 г. N 2540п-П12) поддержало проект Федерального закона О внесении изменения в статью 16 Федерального закона О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, внесенный Советом Федерации, и предложило рассмотреть его в первоочередном порядке.

Кроме того, Правительство Российской Федерации поручило МНС России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти проработать вопросы, связанные с использованием опыта Финляндии по финансированию мероприятий социального блока, в том числе и по погашению задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка, за счет средств, получаемых от игорного бизнеса.

 

Заместитель

Председателя Правительства

Российской Федерации

В.МАТВИЕНКО