Письмо Минобразования РФ от 11.06.1999 N 01-50-845/32-10

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 июня 1999 г. N 01-50-845/32-10

 

Минобразование России благодарит за поддержку предложения о ратификации Конвенций Совета Европы в области образования, выраженную в письме от 04.06.1999 N 3.16-457. Одновременно отвечаем на содержащиеся в нем вопросы.

1. Пункт 3 ст. 1 Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, ведущих к поступлению в университеты, от 11 декабря 1953 года о том, что каждая Договаривающаяся Сторона оставляет за собой право не применять положения п. 1 в отношении своих граждан, не отвечает современной российской практике оценки документа об образовании исключительно на основе приобретенных знаний и навыков. Поэтому данное положение в настоящее время применять не предполагается.

2. Преамбула и ст. 1 Протокола от 3 июня 1964 года к Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, ведущих к поступлению в университеты, использует термин официально попечительствует в отношении учебных заведений за пределами территории Договаривающихся Сторон. Ключевым для термина является определение ст. 2 Протокола, указывающее, что такие учебные заведения выдают дипломы, необходимые для приема в расположенные на территории Договаривающейся Стороны университеты. Из разъясняющего письма Секретариата Совета Европы следует, что выпускники таких учебных заведений получают доступ к высшему образованию не как имеющие иностранный документ об образовании, а как лица, имеющие документ об образовании принимающего государства. Применительно к Российской Федерации этими учебными заведениями могут являться школы при посольствах Российской Федерации в других странах, зарубежные общеобразовательные школы, принадлежащие Минобороны России, российский техникум на территории комплекса Байконур, которые выдают документы об образовании российского государственного образца. На территории России примером подобных иностранных школ является школа при Посольстве ФРГ.

3. Статьи 3 и 7 Европейской конвенции об эквивалентности периодов университетского образования от 15 декабря 1956 года предполагают изучение процедур, необходимых для признания периодов обучения по другим дисциплинам, помимо иностранных языков, и извещение об этом Генерального секретаря Совета Европы. Ответ Секретариата Совета Европы на российский запрос свидетельствует, что данное положение на практике не действовало.

4. В отношении Европейской конвенции об академическом признании университетских квалификаций от 14 декабря 1959 года.

Термин академическое признание употребляется в случае, когда целью оценки документа об образовании является продолжение обучения на следующей ступени или использование полученного ученого звания с указанием его происхождения.

Пункт b ст. 1 Конвенции определяет, что под университетской квалификацией понимается любой документ о присвоении степени, диплом или сертификат, выданный университетом и удостоверяющий завершение полного курса университетского образования. Под университетским образованием чаще всего понимается высшее образование, дающее непосредственное право претендовать на получение докторской степени или прямо предшествующее ему высшее образование. Об этом же говорит п. 2 а ст. 3 Конвенции. Соответственно российские дипломы бакалавра, специалиста и магистра подпадают под действие этой Конвенции. Раздел 5 Общей декларации по Европейским конвенциям об эквивалентности, принятой в 1992 году на сессии Постоянной конференции по университетским проблемам Совета Европы, говорит, что Конвенция распространяется и на докторские степени (к ним относятся российские степени кандидат наук и доктор наук). Пункт а ст. 4 и ст. 6 Конвенции свидетельствуют о необходимости заключения двусторонних соглашений об эквивалентности, закрепляющих соответствие между документами об образовании двух стран.

Чтобы разъяснить, как в целом будут признаваться в Российской Федерации документы об образовании, выданные в других странах - участницах Конвенции, и российские документы об образовании в других странах - участницах, прилагаем таблицу, составленную на базе Руководства, принятого на уровне руководителей европейских национальных органов по признанию.

 

В.М.ФИЛИППОВ

 

 

 

 

 

Приложение

 

ОБЩЕЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

 

┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐

                           Другие европейские страны          

                  ├──────────────────────┬──────────────────────┤

    Российская    │страна с двухуровневой│страна с одноуровневой│

    Федерация     │системой университет- │системой университет- │

                  │ского образования или │ского образования или │

                  │ученых степеней       │ученых степеней      

├──────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┤

│доктор наук       │вторая докторская     докторская степень    

                  │степень (например,    │(например, Doctorat - │

                  │Habilitation - ФРГ)   │Франция)             

├──────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┤

│кандидат наук     │первая докторская     докторская степень   

                  │степень (например,    │(например, Doctorat - │

                  │Doctor - ФРГ)         │Франция)             

├──────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┤

│магистр           │вторая университетская│университетская сте- 

                  │степень (например,    │пень (например,      

                  │Master of Philosophy -│Diplom, Magister,    

                  │Великобритания)       │Staatsprufungen - ФРГ)│

├──────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┤

│специалист        │вторая университетская│университетская сте- 

                  │степень (например,    │пень (например,      

                  │Master of Philosophy -│Diplom, Magister,     

                  │Великобритания)       │Staatsprufungen - ФРГ)│

├──────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┤

│бакалавр          │первая университетская│решается на индивидуа-│

                  │степень (например,    │льной основе (напри- 

                  │Bachelor - Великобри- │мер, ingenieur,      

                  │тания)                │doctorandus - Нидер- 

                                        │ланды)               

└──────────────────┴──────────────────────┴──────────────────────┘