Письмо Минтранса РФ от 21.06.1999 N МФ-15/1610

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 июня 1999 г. N МФ-15/1610

 

В связи с заключением Правового управления на указанный проект федерального закона N 22-15/4841 от 17.05.1999 сообщаю следующее.

1. В пункте 1 ст. 5 Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. (далее - Конвенция 1996 г.) действительно речь идет о судах, которые должны удовлетворять трем требованиям, предусмотренным подпунктам a, Ь и с.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Конвенции 1996 г. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, введенный в действие с 1 мая 1999 г., исключил из сферы действия правил главы XIX Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ (подпункт 3 пункта 2 статьи 326) суда вместимостью не более чем 200 тонн, которые перевозят опасные и вредные вещества только в упакованном виде, при условии, если такие суда осуществляют рейсы между портами (сооружениями) Российской Федерации.

Вследствие технической ошибки в проекте федерального закона о присоединении Российской Федерации к Конвенции 1996 г. упущен союз и, который должен быть восстановлен.

2. Правила главы XIX Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ (статьи 326 - 336) КТМ РФ основываются на правилах главы II Ответственность (статьи 7 - 12) Конвенции 1996 г.

В связи с этим с 1 мая 1999 г. ответственность собственника судна за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ, в том числе ее ограничение, регулируется КТМ РФ, а не Законом Об охране окружающей природной среды. Предел ответственности собственника судна за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ является высоким и составляет 100 млн. единиц специального права заимствования (эквивалент 135 млн. долл. США).

3. Участие Российской Федерации в Конвенции 1996 г. отвечает ее интересам. Конвенция 1996 г. предусматривает создание Международного фонда по опасным и вредным веществам, который будет выплачивать компенсацию в связи с ущербом, причиненным перевозкой опасных и вредных веществ, с зачетом компенсации, выплачиваемой собственником судна за такой ущерб, в сумме до 250 млн. единиц специального права заимствования (эквивалент 337,5 млн. долл. США).

Поскольку Российская Федерация не относится к числу импортеров опасных и вредных веществ, доля взносов российских получателей таких веществ в Фонд ОВВ будет составлять минимальный процент.

В случае же крупных аварий с судами, перевозящими морем опасные и вредные вещества, компенсация в указанных пределах будет выплачена Фондом ОВВ.

 

Первый заместитель

Министра транспорта

Российской Федерации

А.А.ЛУГОВЕЦ