Письмо Президента РФ от 23.06.1999 N Пр-804

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 июня 1999 г. N Пр-804

 

В соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 21 мая 1999 г. и одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 г. Федеральный закон О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве, и компенсации потерь в связи с его нарушением (далее именуется - Федеральный закон).

Федеральным законом предусматриваются расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем Федеральным законом О федеральном бюджете на 1999 год такие расходы не устанавливались. В связи с этим Федеральный закон не может вступить в силу в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 9 Федерального закона.

Федеральным законом закрепляются виды расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, которые не определены Федеральным законом О бюджетной классификации Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии со ст. 14 Федерального закона О бюджетной классификации Российской Федерации федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать положений, ее изменяющих. Изменения в Федеральный закон О бюджетной классификации Российской Федерации вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете.

В Федеральном законе употребляется множество неопределенных в правовом отношении понятий и терминов, например, обмен на рынке результатами труда, рентабельность сельскохозяйственной продукции и так далее. Не оспаривая такие понятия и термины по существу, полагаю недопустимым их использование в федеральных законах.

По конкретным положениям Федерального закона имеются следующие замечания.

Пунктом 1 ст. 1 предмет регулирования Федерального закона определяется таким образом, что неясно, регулируются им имущественные, административные или какие-то иные отношения?

В ст. ст. 3 - 5 Федерального закона затрагиваются вопросы, касающиеся мониторинга паритета цен. При этом указывается, что под мониторингом паритета цен понимается государственный контроль за уровнем и соотношением цен. Вместе с тем в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в частности со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены определяются по соглашению сторон, и лишь в случаях, предусмотренных законом, допускается применение цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. В Федеральном законе говорится не об установлении и регулировании цен, а об обеспечении паритета цен посредством выплаты так называемых компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Таким образом, Федеральным законом предлагается решать вопросы, касающиеся цен, по-иному, чем предусмотрено в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона либо дублируются положения Федерального закона О государственном регулировании агропромышленного комплекса, либо регулируются соответствующие отношения по-иному.

Пунктом 2 ст. 7 устанавливается необходимость формирования специальных фондов для поддержания паритета цен. Однако возможность создания таких фондов не допускается Федеральным законом О федеральном бюджете на 1999 год и Федеральным законом О бюджетной классификации Российской Федерации. Что касается требования формирования данных фондов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, то данное требование следует признать неконституционным, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления решают указанные вопросы самостоятельно.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона предусматривается списание долгов с сельскохозяйственных товаропроизводителей и установление им льгот вопреки требованиям Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год, а также Федерального закона О бюджетной классификации Российской Федерации. Неясно, почему не выполнено требование ст. 14 Федерального закона О бюджетной классификации Российской Федерации, в частности не решен вопрос о внесении изменений в соответствующие законодательные акты Российской Федерации, в том числе касающиеся налогов и сборов и федерального бюджета. В названном пункте даны конкретные поручения Центральному банку Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации и другими федеральными законами федеральные органы законодательной власти подобными полномочиями не наделены.

Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона регулируются некоторые вопросы, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности. При этом игнорируется то обстоятельство, что соответствующие вопросы могут быть урегулированы только в Федеральном законе О лицензировании отдельных видов деятельности.

Статьей 9 Федерального закона предусматривается вступление его в силу со дня официального опубликования. При этом в Федеральном законе прямо не говорится о том, в какой части он имеет обратную силу, хотя в нем содержатся требования о частичной компенсации финансовых потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с нарушением паритета цен в 1991 - 1998 годах.

Федеральный закон имеет и другие не менее серьезные недостатки, свидетельствующие о его неприемлемости.

 

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН