ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 1999 г.
N Пр-804
В
соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый
Государственной Думой 21 мая 1999 г. и одобренный Советом Федерации 9 июня 1999
г. Федеральный закон О паритете цен на сельскохозяйственную и
промышленную продукцию (услуги), используемую в сельском хозяйстве, и
компенсации потерь в связи с его нарушением (далее именуется -
Федеральный закон).
Федеральным законом
предусматриваются расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем Федеральным законом О федеральном бюджете на 1999 год
такие расходы не устанавливались. В связи с этим Федеральный закон не может
вступить в силу в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 9 Федерального закона.
Федеральным законом
закрепляются виды расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета,
которые не определены Федеральным законом О бюджетной классификации
Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии со ст. 14 Федерального
закона О бюджетной классификации Российской Федерации федеральные
законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением
состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать положений, ее
изменяющих. Изменения в Федеральный закон О бюджетной классификации
Российской Федерации вносятся одновременно с принятием законодательных
актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете.
В Федеральном
законе употребляется множество неопределенных в правовом отношении понятий и
терминов, например, обмен на рынке результатами труда,
рентабельность сельскохозяйственной продукции и так далее. Не
оспаривая такие понятия и термины по существу, полагаю недопустимым их
использование в федеральных законах.
По конкретным
положениям Федерального закона имеются следующие замечания.
Пунктом 1 ст. 1
предмет регулирования Федерального закона определяется таким образом, что
неясно, регулируются им имущественные, административные или какие-то иные
отношения?
В ст. ст. 3 - 5
Федерального закона затрагиваются вопросы, касающиеся мониторинга паритета цен.
При этом указывается, что под мониторингом паритета цен понимается
государственный контроль за уровнем и соотношением
цен. Вместе с тем в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации, в частности со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации
цены определяются по соглашению сторон, и лишь в случаях, предусмотренных
законом, допускается применение цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.),
устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными
органами. В Федеральном законе говорится не об установлении и регулировании
цен, а об обеспечении паритета цен посредством выплаты так называемых
компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Таким образом,
Федеральным законом предлагается решать вопросы, касающиеся цен, по-иному, чем
предусмотрено в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Статьей 6
Федерального закона либо дублируются положения Федерального закона О
государственном регулировании агропромышленного комплекса, либо
регулируются соответствующие отношения по-иному.
Пунктом 2 ст. 7
устанавливается необходимость формирования специальных фондов для поддержания
паритета цен. Однако возможность создания таких фондов не допускается
Федеральным законом О федеральном бюджете на 1999 год и Федеральным
законом О бюджетной классификации Российской Федерации. Что
касается требования формирования данных фондов за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, то данное требование следует
признать неконституционным, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления решают указанные вопросы самостоятельно.
Пунктом 1 ст. 8
Федерального закона предусматривается списание долгов с сельскохозяйственных
товаропроизводителей и установление им льгот вопреки требованиям Федерального
закона О федеральном бюджете на 1999 год, а также Федерального
закона О бюджетной классификации Российской Федерации. Неясно,
почему не выполнено требование ст. 14 Федерального закона О бюджетной классификации
Российской Федерации, в частности не решен вопрос о внесении изменений в
соответствующие законодательные акты Российской Федерации, в том числе
касающиеся налогов и сборов и федерального бюджета. В названном пункте даны
конкретные поручения Центральному банку Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской
Федерации и другими федеральными законами федеральные органы
законодательной власти подобными полномочиями не наделены.
Пунктом 2 ст. 8
Федерального закона регулируются некоторые вопросы, касающиеся лицензирования
отдельных видов деятельности. При этом игнорируется то обстоятельство, что
соответствующие вопросы могут быть урегулированы только в Федеральном законе
О лицензировании отдельных видов деятельности.
Статьей 9
Федерального закона предусматривается вступление его в силу со дня официального
опубликования. При этом в Федеральном законе прямо не говорится о том, в какой
части он имеет обратную силу, хотя в нем содержатся требования о частичной
компенсации финансовых потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи
с нарушением паритета цен в 1991 - 1998 годах.
Федеральный закон
имеет и другие не менее серьезные недостатки, свидетельствующие о его
неприемлемости.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН