Письмо Счетной палаты РФ от 01.07.1999 N 01-841/14

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 1 июля 1999 г. N 01-841/14

 

В соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 3642-II ГД О поручении Счетной палате Российской Федерации и планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 1999 год проведена комплексная ревизия исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1998 год.

Отчет о результатах ревизии рассмотрен на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 11 июня 1999 года (протокол N 18 (169)).

По результатам ревизии направлены представления Счетной палаты Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации С.В. Степашину, председателю правления Пенсионного фонда Российской Федерации М.Ю. Зурабову, информационное письмо Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет направляется в порядке информации.

 

Председатель

Х.М.КАРМОКОВ

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОЙ РЕВИЗИИ ИСПОЛНЕНИЯ

БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗА 1998 ГОД

 

1. Основание ревизии: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 1999 год (п. 5.199.1) и Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 3642-II ГД.

2. Цель ревизии: полнота и своевременность поступления средств государственного пенсионного обеспечения и их целевое использование Пенсионным фондом Российской Федерации.

3. Предмет ревизии: исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 1998 году.

4. Объект ревизии: Центральный аппарат Пенсионного фонда Российской Федерации.

5. Нормативные и правовые акты, использованные при ревизии:

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 О государственных пенсиях в Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями, Федеральный закон от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ О банках и банковской деятельности, Федеральный закон от 8 января 1998 года N 9-ФЗ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год, Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий, Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования, Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, Указы Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 года N 1274 О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней, от 6 марта 1997 года N 189 О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации и от 31 декабря 1997 года N 1391 О мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 1998 года N 1146 О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, Временное положение об использовании сумм пеней и финансовых санкций, взыскиваемых с плательщиков страховых взносов и других поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденное Постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 июля 1997 года N 60.

6. Перечень изученных документов:

Банковские и расчетные документы по расходованию средств в ревизуемом периоде проверены сплошным методом. Выборочно, с охватом от 40% до 60% документов, проверены хозяйственные и прочие операции, проводимые за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (договоры, контракты, акты выполненных работ и расчеты по ним).

Результаты ревизии оформлены актом, с которым руководители Пенсионного фонда Российской Федерации ознакомлены под расписку, письменных замечаний и возражений не имеется.

Ревизией установлено следующее.

Правовой статус и структура Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) в ревизуемом периоде не изменялись.

 

Исполнение бюджета Пенсионного фонда

Российской Федерации в 1998 году

 

Федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1998 год Федеральным Собранием Российской Федерации не принят.

В уточненном проекте федерального закона о бюджете ПФР на 1998 год, представленном в Правительство Российской Федерации 23 марта 1999 года, доходы ПФР предусмотрены в сумме 170428,1 млн. руб., в том числе страховые взносы - 148800,0 млн. рублей. Расходы бюджета ПФР предусмотрены проектом в сумме 195096,1 млн. рублей. Проект бюджета ПФР на 1998 год сформирован с превышением расходов над доходами (дефицитом) на 24668,0 млн. рублей.

Плановые показатели бюджетов региональных отделений ПФР на 1998 год утверждены правлением ПФР в декабре 1997 года и уточнены в феврале 1998 года по доходам в сумме - 205809,1 млн. руб., включая сбор страховых взносов - 184064,7 млн. руб. и мобилизацию просроченной задолженности - 17806,9 млн. рублей. Расходы запланированы в сумме 175731,5 млн. руб., в том числе расходы: на выплату пенсий - 174351,8 млн. руб. (99,2% от всех расходов); организацию персонифицированного учета - 143,0 млн. руб. (0,08%); содержание органов ПФР - 1159,7 млн. руб. (0,65%); капитальные вложения и проектные работы - 77,0 млн. руб. (0,04%).

Фактические доходы ПФР за 1998 год составили 166714,1 млн. руб., из них: собственные доходы - 151529,5 млн. руб. (90,9% всех доходов). В составе собственных доходов страховые взносы - 149102,1 млн. рублей.

В 1998 году из 15404,9 млн. руб., предусмотренных Федеральным законом от 26 марта 1998 года N 42-ФЗ О федеральном бюджете на 1998 год, на выплату пенсий и пособий ПФР перечислено из федерального бюджета 14905,0 млн. руб., или 96,8 процента. На 1 января 1999 года задолженность федерального бюджета, с учетом невозмещенных сумм прошлых лет, составила 7845,0 млн. рублей.

Государственным фондом занятости населения Российской Федерации (далее - ГФЗН) в 1998 году возмещено ПФР 279,6 млн. руб., в том числе: 202,6 млн. руб. - на возмещение текущих расходов по выплате досрочных пенсий и 77,0 млн. руб. - на погашение задолженности, которая на начало 1998 года составляла 215,2 млн. рублей. Задолженность ГФЗН перед ПФР на 1 января 1999 года сократилась до 154,7 млн. рублей.

Фактические расходы ПФР в 1998 году составили 167021,6 млн. руб., из них направлено на: выплату пенсий и пособий, осуществляемую за счет бюджета ПФР, - 148468,0 млн. руб. (88,9% всех расходов), выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемые из федерального бюджета, - 11981,7 млн. руб. (7,2%), содержание органов ПФР - 1333,3 млн. руб. (0,8%), капитальные вложения и проектные работы - 188,1 млн. руб. (0,1%), создание инфраструктуры, организацию персонифицированного учета и поддержание автоматизированной информационной системы - 410,1 млн. руб. (0,2%), погашение кредитов и ссуд - 14928,3 млн. руб. (1,6%). В 1998 году отделениям было выделено дотаций 38287,2 млн. руб., в том числе векселями различных эмитентов на 803,6 млн. рублей. Остаток пенсионных средств на начало 1999 года составил 3000,45 млн. рублей.

Выполнение утвержденных правлением ПФР плановых показателей расходной части бюджетов региональных отделений на 1998 год составило: по расходам на выплату пенсий - 160449,7 млн. руб. (92% к плану); на мероприятия по организации персонифицированного учета - 158,1 млн. руб. (110,6%); на содержание органов ПФР - 1300,3 млн. руб. (112,1%); на капитальные вложения и проектные работы (с учетом корректировок) - 131,4 млн. руб. (119,5%).

По состоянию на 1 января 1999 года общая численность пенсионеров составляла 38,5 млн. человек.

Задолженность по финансированию выплаты пенсий на начало 1998 года составляла 536,1 млн. руб., на 1 апреля 1998 года - 1,2 млрд. руб., на 1 июля 1998 года - 13,2 млрд. руб., на 1 октября 1998 года - 30,5 млрд. руб. и на начало 1999 года - 26,3 млрд. рублей.

На 1 января 1998 года ПФР имел задолженность перед Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) 542,7 млн. руб. по средствам, привлеченным ранее в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 1995 года N 161-ФЗ О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года. По соглашению, заключенному между ФСС и ПФР 12 августа 1998 года, был предусмотрен возврат до 1 января 1999 года части задолженности в сумме 184,7 млн. рублей. Фактически ПФР погасил задолженность на 41,7 млн. рублей. На начало 1999 года задолженность ПФР Фонду социального страхования Российской Федерации сократилась только до 501,0 млн. рублей.

ПФР и его отделениями в 1998 году было взыскано 21,8 млрд. руб. просроченной задолженности предприятий и организаций по страховым платежам, в том числе региональными отделениями - 19,8 млрд. рублей. Однако в течение 1998 года она возросла на 47,4% (41,6 млрд. руб.), и остаток задолженности на 1 января 1999 года составил 129,3 млрд. рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации О мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации от 31 декабря 1997 года N 1391 в ревизуемом периоде на основе соглашений, заключаемых с плательщиками - должниками, предоставлялись рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам и начисленным пеням. В 1998 году действовало 29602 соглашения, заключенных региональными отделениями, на общую сумму 28931,3 млн. рублей. На начало 1999 года выполнено 8988 соглашений на 2273,1 млн. руб., действует - 501 на 3446,6 млн. руб. и расторгнуто из-за прекращения выполнения условий должниками 20126 соглашений на 23211,6 млн. рублей. Фактически в результате выполнения соглашений получено недоимки 4962,3 млн. рублей.

Кроме того, в 1998 году действовало 21 соглашение, заключенное ПФР в централизованном порядке с крупными предприятиями и организациями на сумму 4254,2 млн. руб., из которых на 1 января 1999 года выполнено - 5 на 2202,1 млн. руб., действует - 6 на 850,4 млн. руб., расторгнуто - 10 соглашений на 1201,8 млн. рублей. Фактически погашено недоимки на 2855,1 млн. руб., в том числе денежными средствами - 158,4 млн. руб. (5,5% от сумм погашенных недоимок), и на 2696,6 млн. руб. (94,4%) принято векселей финансово - кредитных организаций.

Решением правления Фонда от 31 июля 1998 года N 54 образована Комиссия по предоставлению организациям рассрочек погашения задолженности. Без ее решения региональным отделениям было запрещено заключать соглашения о предоставлении рассрочек погашения просроченной задолженности. В августе - декабре 1998 года Комиссией рассмотрено 723 обращения организаций по вопросам предоставления рассрочек. По результатам их рассмотрения Комиссией принято 418 положительных решений. Рассрочки предоставлялись на срок от 3 месяцев до 2 лет.

 

Расходование средств на организацию

персонифицированного учета и развитие автоматизированной

информационной системы

 

Затраты на создание и поддержание автоматизированной информационной системы (далее - АИС) ПФР, банка данных и системы персонифицированного учета в 1992-1997 годах составили 286,8 млн. рублей. В 1998 году затрачено на АИС ПФР - 19,3 млн. руб., или 113,6% к проектным плановым показателям (17,0 млн. руб.) и утвержденным сметой расходов на содержание автоматизированных систем на 1998 год.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1997 года N 796-р для эксплуатации системы автоматизированного ведения персонифицированного учета и реестра застрахованных лиц в системе ПФР в декабре 1997 года создан Информационный центр персонифицированного учета (далее - ИЦПУ).

В оперативное управление ИЦПУ центральным аппаратом ПФР в 1998 году переданы здание по адресу: Сущевский вал, д.1, оборудование и программное обеспечение станции спутниковой связи, центрального вычислительного комплекса, а также компьютерная техника для оснащения рабочих мест специалистов. В нарушение Положения о ИЦПУ ему переданы также обменный фонд компьютерной техники и комплектующие для поддержания в работоспособном состоянии АИС Фонда. Всего ИЦПУ безвозмездно передано имущества ПФР на 47,2 млн. рублей.

Смета расходов на содержание ИЦПУ в 1998 году утверждалась правлением ПФР ежеквартально. При утвержденной смете в сумме 15,0 млн. руб. фактическое финансирование составило 12,5 млн. руб., из них израсходовано - 12,2 млн. рублей.

В ревизуемом периоде затраты по смете расходов на создание системы персонифицированного учета составили 378,6 млн. руб., или 169,2% к проектным плановым показателям (223,7 млн. рублей). Перерасход произошел в результате резкого снижения курса рубля в III квартале 1998 года. Кроме того, по смете расходов на содержание органов ПФР направлено на создание системы персонифицированного учета 42,0 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 1999 года в системе персонифицированного учета зарегистрировано более 41 млн. работающих в 62 субъектах Российской Федерации.

 

Привлечение заемных средств для обеспечения

финансирования выплат пенсий

 

В течение 1998 года ПФР и его региональными отделениями для финансирования выплат пенсий привлекались кредиты коммерческих банков. Остаток задолженности по кредитам на 1 января 1998 года составлял 3222,7 млн. руб., в том числе задолженность региональных отделений - 1407,7 млн. руб. и задолженность исполнительной дирекции ПФР - 1815,0 млн. рублей.

В ревизуемом периоде было привлечено заемных средств - 12240,7 млн. руб., в том числе региональными отделениями - 6170,2 млн. руб. и ПФР - 6070,5 млн. рублей. На их погашение, с учетом возврата кредитов, полученных в 1997 году, было направлено 14928,3 млн. руб. пенсионных средств. При этом плательщиками кредитов, полученных отделениями, являлись в основном ПФР и его отделение по г. Москве, выступавшие поручителями по кредитным договорам. Остаток непогашенных кредитов на 1 января 1999 года составляет 607,9 млн. руб., в том числе в региональных отделениях - 577,8 млн. руб. и ПФР - 30,1 млн. рублей.

Основными кредиторами для ПФР являлись АКБ Автобанк и Сбербанк России, предоставившие в течение года по кредитным линиям соответственно 3379,2 и 1700,0 млн.рублей. Кроме того, кредиты предоставляли АБ Инкомбанк - 909,0 млн. руб., АКБ СБС - АГРО - 50,0 млн. руб., Республиканский социальный коммерческий банк - 22,5 млн. руб., КБ Московско - Парижский банк - 11,8 млн. рублей.

В отдельных случаях ПФР использовал привлеченные заемные средства для погашения ранее полученных кредитов. Так, в один банковский день 20 января 1998 года ПФР направляет на частичное погашение кредита АКБ Автобанк 107,0 млн. руб., и по письму ПФР от 20 января 1998 года банк предоставляет ему новый кредит в той же сумме. Погасив 9 июня 1998 года кредит АКБ Автобанк в сумме 297,0 млн. руб., ПФР в этот день получает от этого банка новый кредит в том же размере. Всего в 1998 году за пользование заемными средствами банку уплачено 177,2 млн. рублей.

В 1997 году действовал договор с АБ Инкомбанк по предоставлению рублевых кредитных ресурсов. В январе 1998 года ПФР и банк подписали дополнительное соглашение к договору о предоставлении кредитов в валюте. Банк проконвертировал 50,0 млн. долларов США и 30 января 1998 года перечислил ПФР 301,0 млн. руб., из которых 300,0 млн. руб. в тот же день были возвращены банку для погашения всей задолженности по ранее полученным рублевым кредитам.

Для погашения задолженности по валютному кредиту ПФР со своего бюджетного счета 18 февраля 1998 года направил 300,0 млн. руб. в АКБ Автобанк на покупку 49,4 млн. долларов США. Приобретенная валюта и 626,5 тыс. долларов США из имевшихся валютных средств ПФР на счете в АКБ Автобанк 19 февраля 1998 года были перечислены АБ Инкомбанк.

В случае получения указанного кредита (50,0 млн. долларов США) в рублях, ПФР сохранил бы 556,6 тыс. долларов США (3,4 млн. руб.) с учетом уплаты более высоких процентов по рублевому кредиту, которые могли быть направлены на финансирование выплаты пенсий.

С апреля 1998 года кредиты АБ Инкомбанк не привлекались. Всего за пользование кредитами в 1998 году ПФР уплатил банку 11,5 млн. рублей.

Возврат заемных средств, привлеченных ПФР по договорам со Сбербанком России, банк осуществлял в принудительном порядке, что приводило к отсутствию на счете ПФР средств для финансирования региональных отделений на выплату пенсий. Так, Сбербанком России 25 августа 1998 года было выставлено инкассовое поручение о безакцептном списании со счета ПФР средств по возврату кредита и процентов по нему по договору от 23 февраля 1998 года. Начиная с этого дня, все поступающие на счет средства списывались на погашение долгов по кредиту. Так, на погашение процентов было направлено 20,0 млн. руб., поступивших от Минтруда России для погашения задолженности по выплате досрочных пенсий. С 25 августа по 31 сентября 1998 года средства на финансирование пенсий со счета ПФР в региональные отделения не направлялись.

Аналогичная ситуация сложилась и в конце 1998 года. По выставленному 23 ноября 1998 года Сбербанком России инкассовому поручению все поступающие средства ПФР вновь направлялись на погашение кредита, процентов по нему и штрафных санкций за несвоевременное исполнение договора. Перечисление средств региональным отделениям на финансирование пенсий со счета ПФР не производилось до 31 декабря 1998 года.

В связи с блокировкой счета Сбербанком России ПФР был вынужден использовать банковский счет своего отделения по г. Москве. Всего по этому счету в августе - декабре 1998 года проведено операций по приходу и расходу средств на 2881,9 млн. рублей.

В 1998 году Сбербанку России уплачено 487,6 млн. руб. процентов за пользование кредитами и 153,5 млн. руб. неустойки.

Кредиты Республиканского социального коммерческого банка привлекались, как правило, при достаточности собственных средств на бюджетном счете ПФР. Так, при остатке средств на счете на 5 октября 1998 года в сумме 156,1 млн. руб. и расходах в этот день в сумме 32,1 млн. руб. был получен кредит от банка - 2,0 млн. рублей. При остатке средств на бюджетном счете ПФР на 28 октября 1998 года 198,4 млн. руб. расходы со счета произведены в этот день в сумме 50,0 тыс. рублей. В тот же день был привлечен новый кредит банка в сумме 4,0 млн. рублей. Установлено, что кредиты указанного банка привлекались в качестве обеспечения своевременности погашения собственных векселей банка, принимаемых в счет просроченной задолженности от плательщиков. За пользование кредитами банку уплачены проценты в сумме 2,2 млн. рублей.

Процентные ставки по привлеченным средствам в основном были ниже или равны ставкам рефинансирования, установленным в соответствующие периоды Банком России. Всего уплачено за пользование заемными средствами 1504,6 млн. руб., в том числе отделениями - 712,0 млн. руб. и ПФР - 792,6 млн. рублей.

 

Организация работы с ценными бумагами

 

Указом Президента Российской Федерации от 29.05.1998 N 609 государственным внебюджетным фондам (кроме Пенсионного фонда Российской Федерации) было запрещено привлечение заемных средств путем выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 года N 750 О мерах по сокращению расходов на обслуживание кредитов и обеспечению своевременного финансирования выплаты пенсий ПФР было разрешено осуществить выпуск собственных ценных бумаг (векселей, облигаций) на сумму до 15,0 млрд. рублей.

Правление Фонда 8 декабря 1998 года приняло постановление о выпуске простых векселей ПФР на указанную сумму. Были утверждены Порядок выпуска, обращения и погашения простого векселя Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Порядок выпуска) и Порядок работы с векселями в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - Порядок работы). Выпуск первого транша векселей определен в сумме 1,5 млрд. руб. со сроком погашения по предъявлению, но не ранее 15 октября 1999 года, и доходностью 30% годовых.

Порядком выпуска было предусмотрено, что вексель выдается при получении безналичных денежных средств от покупателей. Векселедержатель должен предъявить вексель к оплате в указанный в нем срок. В то же время разрешено принимать векселя и до наступления срока оплаты в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам организаций, возникшей до 1 октября 1998 года. Порядок выпуска не содержит условий, обязывающих покупателей предоставлять сведения об избранных ими плательщиках страховых взносов.

Номинальная стоимость выпущенных в 1998 году векселей составила 2001,4 млн. руб., фактический дисконт (разница между номинальной стоимостью и ценой реализации) - 390,7 млн. руб. и полученные средства от их реализации - 1610,6 млн. рублей. В 1998 году ПФР принято векселей по номинальной стоимости на 1969,4 млн. рублей. Сумма поступивших средств по принятым векселям составила 1584,9 млн. руб., дисконт - 384,5 млн. рублей. Из векселей ПФР, выпущенных в 1998 году, подлежат оплате в 1999 году векселя на 32,0 млн. руб. (поступившие в 1998 году средства по ним составили 25,7 млн. руб., дисконт - 6,25 млн. рублей). Из них вексель N 23 стоимостью 17,4 млн. руб. приобретен ЗАО финансовой группой Сокол 28 декабря 1998 года с дисконтом в 3,4 млн. руб. и принят 21 января 1999 года ПФР в оплату задолженности государственного предприятия Юго - Восточная железная дорога.

Векселя погашались задолго до наступления срока их оплаты. Фактический срок обращения погашенных векселей составлял от 0,5 дня (прием производился в день составления векселя) до 6 дней.

Так, ЗАО ИФК Домедко - Хаксли ЛТД 24 и 25 декабря приобрело векселей на 800,0 млн. руб. с дисконтом 156,2 млн. руб., которые приняты ПФР к оплате на следующий день. ООО Желдоринвест 24 и 30 декабря приобрело векселей на 784,9 млн. руб. с дисконтом 153,0 млн. руб., приняты ПФР 30 декабря 1998 года.

Вместо погашения части своей задолженности по страховым взносам, составлявшей на 1 октября 1998 года 12,6 млн. руб., ОАО МТЗ Рубин 28 декабря приобрело и в тот же день сдало вексель стоимостью 6,4 млн. руб. с дисконтом 1,3 млн. рублей.

Большая часть принятых в 1998 году векселей ПФР поступила от МПС России и его предприятий (1684,9 млн. руб.) и от предприятий, занимающихся добычей и переработкой нефти (161,7 млн. рублей).

ПФР и его отделениями принимались ценные бумаги от плательщиков страховых взносов. В 1998 году принято таких ценных бумаг на 10635,0 млн. руб., погашено - на 6471,8 млн. рублей.

На 1 января 1999 года в отделениях ПФР числится ценных бумаг различных эмитентов на 2028,9 млн. руб., в том числе учтено списанных ценных бумаг на забалансовом счете на 225,6 млн. руб. и на балансе отражено ценных бумаг с наступившими сроками погашения - на 460,8 млн. рублей.

Наибольшая сумма ценных бумаг находится в Департаменте пенсионной службы по Республике Саха (Якутия) - 1068,8 млн. руб., в отделениях ПФР по Нижегородской - 562,3 млн. руб., Архангельской - 63,3 млн. руб. и Иркутской областям - 50,3 млн. рублей.

На балансе исполнительной дирекции ПФР на 1 января 1999 года числится ценных бумаг различных эмитентов на сумму 1926,0 млн. руб., из которых на 762,8 млн. руб. - векселя с наступившими сроками оплаты. Наибольшую сумму в указанных активах занимают векселя ОАО Сибнефть - 560,0 млн. руб., АБ Инкомбанк - 115,9 млн. руб., АБ Империал - 61,0 млн. рублей.

В исполнительной дирекции Фонда и его отделениях в основном находятся векселя следующих эмитентов: ООО НСКБ Гарантия - 551,9 млн. руб., компания Алмазы России - Саха (Якутия) - 407,2 млн. руб., КБ КОПФ - 259,0 млн. руб., АБ Инкомбанк и его организации - 223,5 млн. руб., Министерство финансов Республики Саха (Якутия) - 168,6 млн. руб., администрация г. Якутска - 117,0 млн. рублей.

В нарушение принятых ПФР в августе 1998 года указаний о запрете приема векселей коммерческих банков отделения ПФР продолжали прием этих векселей. Отделениями было передано векселей в ПФР на 78,7 млн. рублей. Так, векселя АКБ СБС - Агро приняты отделением ПФР по Ханты - Мансийскому автономному округу 30 сентября (на 25,0 млн. руб.) и отделением по Нижегородской области - 1 сентября (на 23,0 млн. рублей). Отделением ПФР по Приморскому краю 23 ноября приняты векселя АБ Инкомбанк на 19,1 млн. рублей. Кроме того, вышеуказанные векселя АКБ СБС - Агро на сумму 48,0 млн. руб. и АБ Инкомбанк на сумму 9,9 млн. руб. приняты с превышением максимального периода (91 день), оставшегося до срока их погашения, установленного правлением ПФР.

Принятые векселя нередко продаются ПФР ниже номинальной стоимости до наступления срока погашения. Общая стоимость выявленных ревизией векселей коммерческих банков, реализованных таким образом, составила 146,7 млн. руб., сумма установленного ущерба по ним составила 11,1 млн. рублей.

Имели место многочисленные случаи предъявления ПФР векселей к оплате после наступления срока их погашения. Установленный ревизией объем таких векселей составил 526,2 млн. руб. без учета векселей на сумму 85,8 млн. руб. с наступившими сроками оплаты, переданных ПФР региональным отделениям в качестве дотаций.

Имевшиеся в ПФР векселя ЗАО Интерурал на 82,3 млн. руб. со сроком погашения по 30 августа 1998 года на основании двустороннего Соглашения об отступном были оплачены им 11 ноября 1998 года новыми векселями на 84,2 млн. руб., со сроком оплаты начиная с 25 декабря 1998 года по 26 августа 1999 года. Эти векселя реализованы путем передачи в качестве финансирования выплаты пенсий Министерству социальной защиты Свердловской области.

Обороты ценных бумаг в ПФР достигли размеров, делающих целесообразным существование собственного депозитария.

Бухгалтерский учет ценных бумаг, находящихся на балансах ПФР и его региональных отделений, в I полугодии 1998 года осуществлялся Главным управлением учета и распределения средств. Во II полугодии 1998 года аналитический учет ценных бумаг был передан Главному управлению по работе с банками и ценными бумагами, а синтетический учет остался в ведении Главного управления учета и распределения средств.

В ходе ревизии Главным управлением по работе с банками и ценными бумагами представлены сведения о наличии ценных бумаг, отличающиеся от балансовых данных исполнения бюджета ПФР. Так, на 1 октября 1998 года по данным Главка их числится на 1884,1 млн. руб., по балансу - 1900,7 млн. руб.; на 1 января 1999 года соответственно - 1926,0 млн. руб. и 1830,7 млн. рублей.

Аналогичные расхождения имеются и в учетных данных о наличии ценных бумаг, находящихся в отделениях ПФР. По данным Главка на 1 января 1999 года остатки ценных бумаг в них составляют 1803,3 млн. руб., по балансу - 2213,5 млн. руб., на забалансовом счете N 05 соответственно - 225,6 млн. руб. и 387,5 млн. рублей.

Главным управлением учета и распределения средств с начала 1998 года велись две книги учета векселей - по приходу и расходу. При этом в книге прихода отсутствуют реквизиты расходных ордеров, а в книге расхода - данные приходных ордеров. С августа 1998 года книга учета векселей ведется также Главным управлением по работе с банками и ценными бумагами. Книги не соответствуют форме, установленной исполнительной дирекцией ПФР. В них отсутствуют суммы оборотов и остатков за месяц и с начала года.

В книге учета ценных бумаг Главного управления по работе с банками и ценными бумагами отсутствуют суммы остатков ценных бумаг по количеству и номинальной стоимости, суммы оборотов по периодам, а также записи о движении векселей, принятых ПФР до 3 августа 1998 года. Номинальная стоимость векселей, находившихся в кассе бухгалтерии ПФР на эту дату, составляла 2007,9 млн. рублей. В нарушение Порядка работы с векселями в данной книге производились также записи и о движении собственных векселей ПФР.

 

Использование средств на содержание органов

Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Сводная смета расходов на содержание органов ПФР и его центрального аппарата на 1998 год по статьям бюджетной классификации, введенной в действие с 1 января 1998 года Приказом Минфина России от 6 января 1998 года N 1н, не составлялась. Правлением поквартально утверждаются и доводятся региональным отделениям сметы расходов на содержание органов ПФР в целом.

Сводные фактические и кассовые расходы исполнения смет также отражаются не в соответствии с параграфами и статьями бюджетной классификации. Вместо этого составляются четыре отчета об исполнении смет расходов и отчет о движении средств социального развития ПФР за счет сумм пеней и финансовых санкций. Смета расходов средств социального развития не составляется.

Фактические расходы на содержание аппарата по системе ПФР в 1998 году по сметам составили 1,9 млрд. рублей. В отчете об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1998 год, направленном Правительству Российской Федерации 27 апреля 1999 года, эти расходы отражены в сумме 1,3 млрд. рублей.

В 8 регионах из 22, где созданы и действуют Единые пенсионные службы, занимающиеся назначением и выплатой пенсий, на 1 января 1999 года имеется задолженность администраций субъектов Российской Федерации по выплате своей доли финансирования этих служб в сумме 52,2 млн. рублей.

По отдельным статьям смет расходов: на содержание автоматизированных систем, организацию персонифицированного учета и подготовку кадров органов ПФР допущен перерасход в сумме на 134,7 млн. рублей. Так, по статье Приобретение оборудования и предметов длительного пользования утвержденный лимит перерасходован на 111,4 млн. руб., или на 80,4%, из них по исполнительной дирекций ПФР - на 71,2 млн. рублей.

 

Использование средств, выделенных

на капитальные вложения

 

По статье Капитальное строительство допущен перерасход в сумме 11,5 млн. рублей. Отделения ПФР по Республике Саха (Якутия), по Ханты - Мансийскому автономному округу и Омской области произвели расходы на капитальное строительство без выделения лимита - соответственно на 13,5 млн. руб., 3,8 млн. руб. и 938,4 тыс. рублей.

Правлением ПФР 20 мая 1998 года за счет капитальных вложений выделено 4,4 млн. рублей на приобретение нежилых помещений (ул. Донская, д. 4) общей площадью 1734,8 кв. м для размещения сотрудников Центрального аппарата ПФР. Помещения приобретены на основании договоров купли - продажи с ООО Агентство недвижимости СБС - АГРО. В состав приобретенных помещений входит также подвал площадью 376,7 кв. м (21,7%) стоимостью 0,9 млн. руб. с коммуникациями, не относящимися к данным помещениям.

В документах о приобретении помещений отсутствуют сведения о техническом состоянии здания, его балансовой и остаточной стоимости. Распоряжение Мингосимущества России о закреплении объекта за ПФР и акт приема - передачи не оформлены. В нарушение условий договора по окончательной оплате стоимости здания только после государственной регистрации, ПФР перечислил 30 декабря 1998 года ООО Агентство недвижимости СБС - АГРО 3,1 млн. рублей. На балансе ПФР здание на момент ревизии не числится.

Отделение ПФР по г. Москве (далее - Отделение) в феврале 1995 года заключило контракт с фирмой Тройка Иншат ве Тиджарет А.Ш. (далее - Фирма) о строительстве административного здания и учебно - методического центра ПФР общей площадью 19500 кв. метров.

В соответствии с Постановлением правления Фонда от 11 декабря 1997 года исполнительная дирекция ПФР 30 января 1998 года приняла от Отделения функции заказчика и затраты по контракту. Фактические расходы Фирмой не подтверждены. Из 19,6 млн. руб. Отделением переданы затраты за аванс по прокладке наружных инженерных сетей в сумме 2,8 млн. руб., отраженные в учете ПФР в январе 1998 года как дебиторская задолженность.

В январе - феврале 1998 года были переданы и без оправдательных документов списаны на Расходы на капитальные вложения аванс в сумме 10,5 млн. руб. (предоплата на закупку и поставку оборудования) и аванс за подготовку строительных работ в сумме 2,1 млн. руб., всего - 12,6 млн. рублей. Кроме того, платежным поручением Фирме перечислены средства, за неучтенный в 1995 году НДС за это же оборудование в сумме 3,3 млн. рублей. Эта сумма также была списана на расходы без оправдательных документов.

В связи с решением Правительства Российской Федерации о недопустимости строительства административных зданий бюджетными организациями (протокол от 29 мая 1997 года N 8) с Фирмой 16 декабря 1997 года подписано Соглашение об изменении условий контракта. Из него было исключено строительство административного здания и сокращены сроки выполнения работ. Стоимость проектных и строительно - монтажных работ (включая стоимость поставляемого подрядчиком оборудования и разработку рабочей документации) составила 10,6 млн. долларов США, в том числе строительство - 9,4 млн. долларов США без учета НДС.

Стоимость строительства в рублях по курсу Банка России на дату заключения Соглашения с учетом НДС составила 75,6 млн. руб. (курс доллара на 17 декабря 1997 года - 5,94 рублей). Фактически стройплощадка зарегистрирована Фирмой 23 января 1998 года. На начало 1999 года выполнено работ: по инженерным коммуникациям - 68,7%, по зданию учебно - методического центра - 54,3 процента. Срок окончания строительства - июль 1999 года.

Допущен перерасход по статьям Приобретение предметов снабжения и расходных материалов - на 11,2 млн. руб., Оплата транспортных услуг - 259,0 тыс. руб. и Оплата услуг связи - 393,0 тыс. рублей.

Допускалось расходование средств социального развития системы ПФР без отнесения этих затрат по статьям сметы на содержание органов ПФР. Так, на обучение работников в централизованном порядке было израсходовано средств социального развития - 1,4 млн. руб., на расходы по хранению имущества - 2,9 млн. руб., на строительство гаража (Республика Саха (Якутия)) - 311,5 тыс. рублей.

 

Состояние бухгалтерского учета и контрольно -

ревизионной работы

 

Бухгалтерский учет исполнения бюджета в ПФР организован в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету и отчетности по исполнению бюджета ПФР, утвержденной Правлением ПФР 30 января 1995 года и согласованной с Минфином России. Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов ПФР осуществляется согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Минфина России от 3 ноября 1993 года N 122. Учетная политика ПФР на 1998 год не утверждалась.

Правлением ПФР 29 июня 1998 года утверждены положения: О Главном управлении учета и распределения средств Пенсионного фонда Российской Федерации и О бухгалтерии Пенсионного фонда Российской Федерации, в которых основной функцией этих подразделений является организация бухгалтерского учета.

В нарушение Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ О бухгалтерском учете в ПФР ведутся две книги Журнал - Главная и не составляется Сводный отчет исполнения смет расходов Пенсионного фонда.

Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами ПФР ведется по вышеуказанной Инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности, утвержденной правлением ПФР 30 января 1995 года. Инструкция не содержит счета Прибыли и убытки, применяемого для учета доходов от операций с ценными бумагами. В числе счетов, используемых ПФР для отражения этих операций, применяются счета Кредиты банков и Средства, переданные и полученные, которые предназначены для других целей.

Кроме того, за счет отражения на счете 134 Финансовые вложения операций по собственным векселям и векселям других эмитентов, получаемых в счет погашения задолженности по страховым взносам, отчетные данные по обоим видам ценных бумаг не отражают действительного положения дел. Так, сальдо этого счета на 1 января 1999 года составляет 1830,7 млн. руб., в то время как полученных векселей других эмитентов по учету числится на 1919,7 млн. руб., а непогашенных собственных векселей - на 89,1 млн. рублей.

Порядок бухгалтерского учета операций по векселям ПФР не согласован с Минфином России.

На 1 января 1998 года по счетам бухгалтерского учета отражено наличие ценных бумаг, принятых ПФР и его региональными отделениями от плательщиков страховых взносов, по номинальной стоимости на 4023,6 млн. руб., в том числе на забалансовом счете - 512,5 млн. рублей. Списание просроченных к погашению ценных бумаг на забалансовый счет 05 Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов произведено региональными отделениями на основании телетайпограммы ПФР от 21 января 1998 года без указания на необходимость наличия судебных решений о невозможности взыскания задолженности с должника и без списания их на убытки. В результате доходная часть бюджета по балансовым данным на 1 января 1998 года уменьшена на 512,5 млн. рублей. Остаток ценных бумаг на указанном забалансовом счете на 1 января 1999 года - 387,5 млн. рублей.

Не ведется бухгалтерский пообъектный учет векселей и дисконта по ним, учет централизованно выделенных в региональные отделения капитальных вложений. Затраты на проценты, уплаченные за пользование кредитами, расходы по дисконту с собственных векселей сразу списываются на расходы Фонда.

Бухгалтерией ПФР перечислено 500,0 тыс. руб. нотариусу Карповой Е.Н. за оформление протеста по неоплаченным векселям. Эти затраты были необоснованно списаны на расходы ПФР до поступления взыскиваемых средств по векселю или до принятия судебного решения об отсутствии возможности взыскания этих средств.

Контрольно - ревизионная работа в ПФР осуществлялась в 1998 году на основании плана, утвержденного правлением ПФР. В связи отсутствием ревизионной комиссии, предусмотренной Положением о Фонде, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью Исполнительной дирекции осуществляло Главное контрольно - ревизионное управление ПФР (далее - ГКРУ), которое также контролировало деятельность региональных отделений ПФР. Положение о Ревизионной комиссии утверждено Правлением ПФР 12 февраля 1999 года.

В 1998 году ГКРУ совместно с другими подразделениями исполнительной дирекции ПФР проведено 32 проверки и ревизии отделений ПФР из 40, предусмотренных планом, проверена деятельность исполнительной дирекции ПФР по формированию, организации учета и контроля исполнения сметы расходов на содержание ПФР. Вместе с тем ГКРУ проведено 12 внеплановых проверок.

Ревизиями и проверками выявлено необоснованное расходование пенсионных средств на сумму 69,9 млн. руб., доначислено страховых взносов и пеней плательщикам - 19,1 млн. рублей. Действовавшей в 1998 году отчетностью по контрольно - ревизионной работе не было предусмотрено представление в ПФР сведений о восстановлении необоснованно израсходованных средств, выявленных по результатам проверок (ревизий), проведенных ГКРУ.

 

Исполнение представления Счетной палаты Российской

Федерации по итогам предыдущей ревизии

 

По результатам предыдущей комплексной документальной ревизии Пенсионному фонду Российской Федерации 18 июня 1998 года было направлено представление Счетной палаты Российской Федерации. Результаты ревизии рассмотрены правлением ПФР 4 августа 1998 года. Ответ ПФР на представление Счетной палаты Российской Федерации направлен 10 августа 1998 года.

Настоящей ревизией установлено следующее.

По решению заместителя председателя Правления ПФР А.П. Колесника сумма штрафных санкций (869,3 тыс. руб.) за невыполнение АО Финтех условий договора от 4 августа 1995 года на установку пилотной системы персонифицированного учета в отделении ПФР по Калужской области и г. Обнинску была неправомерно удержана путем уменьшения оплаты за поставленную АО Финтех вычислительную технику по договору от 25 июля 1996 года. Эти действия ПФР повлекли предъявление иска со стороны АО Финтех сумме 474,5 тыс. рублей. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск в размере 134,5 тыс. руб., которые перечислены истцу 23 июля 1998 года.

Передача здания (ул. Сущевский вал, дом 1) Информационному центру персонифицированного учета произведена отделением ПФР по г. Москве не по балансовой стоимости (42,0 млн. руб.), а по стоимости 31,6 млн. руб., которая включает в себя экспертную оценку здания агентством Инвестиции и недвижимость в размере 14,0 млн. руб. и затраты на реконструкцию здания (17,6 млн. рублей).

В 1998 году продолжало действовать соглашение между ПФР, РАО Норильский никель и АО Норильский горно - металлургический комбинат им. А.П. Завенягина от 4 июля 1997 года, которым было предусмотрено погашение просроченной задолженности комбината по страховым взносам в сумме 1350,0 млн. руб. до 1 июля 2002 года. По состоянию на 1 января 1998 года общая недоплата по соглашению составляла 79,2 млн. рублей. На 1 сентября 1998 года сумма задолженности увеличилась до 254,3 млн. руб., и ПФР 3 сентября 1998 года расторг указанное Соглашение. Однако в дальнейшем в соответствии с протоколами совещаний от 24 октября 1999 года, проведенных первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю.Д. Маслюковым и председателем правления ПФР В.В. Барчуком, и учитывая погашение большей части задолженности, которая на 1 октября 1998 года составила 23,3 млн. руб., ПФР в октябре 1998 года подтвердил действие Соглашения от 4 июля 1997 года. В дальнейшем задолженность комбината вновь увеличилась и на 1 января 1999 года составила 78,3 млн. рублей.

Не приняты достаточные меры к возврату пенсионных средств из уставных капиталов социальных коммерческих банков. По отчету об исполнении бюджета ПФР за 1998 год числится задолженность по средствам, вложенным в прошлые годы в уставные капиталы этих банков, в сумме 153,7 млн. руб., или на 3,0 млн. руб. меньше, чем за 1997 год.

Просроченные векселя АКБ Тверьуниверсалбанк на сумму 4,1 млн. руб. были предъявлены ПФР к оплате 2 октября 1998 года. Оплата векселей банком не произведена. С 19 ноября 1998 года в Арбитражный суд г. Москвы направлено 14 исковых заявлений по возврату средств, по которым судом приняты решения о взыскании сумм векселей, штрафных санкций и пени. Возврат средств не производился.

Общая сумма выявленного ревизией ущерба составила 621,7 млн. руб., незаконно израсходовано 0,5 млн. руб., нецелевые расходы составили 2209,9 млн. руб., нерационально израсходовано 0,9 млн. рублей.

 

ВЫВОДЫ:

 

1. В связи с тем, что Федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1998 год Федеральным Собранием Российской Федерации не принят, пенсионные средства расходовались исходя из фактических доходов.

2. Плановые показатели расходной части бюджетов региональных отделений, утвержденные правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, выполнены: по расходам на выплату пенсий - на 92%; на мероприятия по организации персонифицированного учета - 110,6%; на содержание органов ПФР - 112,1%; на капитальные вложения и проектные работы - 119,5 процента.

3. Просроченная задолженность предприятий и организаций по страховым платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации возросла в 1998 году на 41,6 млрд. руб., или на 47,4% и составила на 1 января 1999 года 129,3 млрд. рублей.

4. Задолженность по финансированию выплаты пенсий на начало 1998 года составляла 536,1 млн. руб., на 1 апреля 1998 года - 1,2 млрд. руб., на 1 июля 1998 года - 13,2 млрд. руб., на 1 октября 1998 года - 30,5 млрд. руб. и на начало 1999 года - 26,3 млрд. рублей.

5. Задолженность федерального бюджета по перечислению средств Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату пенсий и пособий в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 года N 42-ФЗ О федеральном бюджете на 1998 год на 1 января 1999 года составила 499,9 млн. руб., а с учетом фактически назначенных в 1998 году пенсий и пособий - 701,6 млн. рублей. Всего на 1 января 1999 года задолженность федерального бюджета, с учетом невозмещенных сумм прошлых лет, составила 7845,0 млн. рублей.

6. Задолженность Государственного фонда занятости населения Российской Федерации по возмещению средств Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату досрочных пенсий безработным гражданам на 1 января 1999 года составила 154,7 млн. рублей.

7. Задолженность администраций субъектов Российской Федерации по финансированию расходов на содержание единых пенсионных служб на 1 января 1999 года составила 52,2 млн. рублей.

8. На 1 января 1999 года имеется остаток задолженности Пенсионного фонда Российской Федерации Фонду социального страхования Российской Федерации - 500,95 млн. руб. по ранее привлеченным средствам в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 1995 года N 161-ФЗ О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий в IV квартале 1995 года. В 1998 году Пенсионный фонд Российской Федерации произвел погашение задолженности на 41,75 млн. руб. против 184,7 млн. руб., предусмотренных двусторонним соглашением от 12 августа 1998 года.

9. Пенсионный фонд Российской Федерации в отдельных случаях привлекал кредитные ресурсы при достаточности денежных средств на своих бюджетных счетах, или на более худших условиях, чем ранее.

Так, кредиты Республиканского социального коммерческого банка привлекались, как правило, при достаточности собственных средств. За пользование кредитами этого банка уплачено процентов в сумме 2,2 млн. рублей. В результате получения валютного кредита в АБ Инкомбанк и его возврата в рублях из-за разницы курса доллара при привлечении кредита и его возвращении ущерб составил 556,6 тыс. долларов США (3,4 млн. рублей).

10. За несвоевременное выполнение условий кредитных договоров со Сбербанком России уплачена неустойка - 153,5 млн. рублей.

11. Порядок выпуска собственных векселей Пенсионного фонда Российской Федерации, которые после их продажи должны приниматься Фондом в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам, не содержит условий, обязывающих покупателей предоставлять информацию о выбранных ими плательщиках страховых взносов. В результате был допущен факт приобретения векселя самим плательщиком страховых взносов (ОАО МТЗ Рубин).

Реализация собственных векселей ПФР задолго до наступления установленного срока их погашения приводит к получению завышенных доходов за счет пенсионных средств, получаемых покупателями векселей, которые, в основном, являются коммерческими организациями.

Применяемый в Пенсионном фонде Российской Федерации порядок учета операций по собственным векселям не соответствует экономическому содержанию счетов, а также не согласован с Минфином России.

12. Фонд и его отделения продолжают несвоевременно предъявлять к оплате принятые ценные бумаги. Так, в 1998 году исполнительной дирекцией предъявлено к оплате векселей после наступления срока их погашения номинальной стоимостью 526,2 млн. рублей. В целом по системе Пенсионного фонда Российской Федерации остаток таких ценных бумаг на 1 января 1999 года составляет 1223,6 млн. рублей.

Исполнительной дирекцией переданы в 1998 году в виде дотаций отделениям векселя с наступившими сроками погашения на 85,8 млн. рублей.

Одновременно практикуется досрочная реализация имеющихся векселей с предоставлением дисконта. Так, в результате досрочной реализации векселей исполнительной дирекцией нанесен ущерб средствам Фонда в сумме 11,1 млн. рублей.

Отделениями в 1998 году принято векселей по номинальной стоимости на сумму 11,7 млн. руб. с превышением максимального периода их погашения (91 день).

13. Книги учета ценных бумаг в Пенсионном фонде Российской Федерации ведутся по неустановленной форме. В книгах отсутствует учет оборотов, а в одной из них - и остатков ценных бумаг. Не произведена регистрация движения значительного количества ценных бумаг.

14. Бухгалтерией без оправдательных документов, подтверждающих возврат средств по векселям, списаны на расходы 500,0 тыс. руб., перечисленные нотариусу за оформление протеста по неоплаченным векселям.

15. Бухгалтерский учет ценных бумаг осуществляется двумя самостоятельными управлениями центрального аппарата Фонда. Хранение ценных бумаг осуществляется кассой, подотчетной бухгалтерии, ведущей учет исполнения сметы расходов, в связи с этим хранение ценных бумаг оторвано от их бухгалтерского учета.

Отсутствует бухгалтерский пообъектный учет векселей и дисконта по ним и учет капитальных вложений, централизованно выделяемых региональным отделениям. Затраты на проценты, уплаченные за пользование кредитами, и расходы по дисконту с собственных векселей списываются на расходы Фонда.

16. В 1998 году Пенсионным фондом Российской Федерации необоснованно изменен порядок отражения в бухгалтерском учете ценных бумаг, не предъявленных к погашению в установленный срок. Региональным отделениям было поручено списать такие ценные бумаги на забалансовый счет без наличия судебных решений о невозможности взыскания задолженности и без списания их на убытки. В результате доходная и расходная части бюджета по балансовым данным на 1 января 1998 года уменьшены на 512,5 млн. рублей. Остаток указанных ценных бумаг на 1 января 1999 года составил 387,5 млн. рублей.

17. Расходы на создание системы персонифицированного учета в сумме 42,0 млн. руб. произведены за счет сметы расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации, а не по смете расходов на организацию персонифицированного учета.

18. В нарушение положения об Информационном центре персонифицированного учета ему передан в оперативное управление обменный фонд компьютерной техники и комплектующих для поддержания в работоспособном состоянии автоматизированной информационной системы Фонда.

19. Из-за неправомерного решения заместителя председателя правления Фонда А.П.Колесника по удержанию с АО Финтех штрафных санкций за невыполнение условий договора от 4 августа 1995 года нанесен ущерб в сумме 134,5 тыс. рублей.

20. Исполнительная дирекция Пенсионного фонда Российской Федерации приняла от своего отделения по г. Москве затраты по контракту с фирмой Тройка Иншат ве Тиджарет А.Ш. на строительство административного здания и учебно - методического центра в сумме 15,9 млн. руб. без их документального подтверждения, которые списаны на расходы.

21. В составе помещений, приобретенных у ООО Агентство недвижимости СБС - Агро, имеется подвал стоимостью 0,9 млн. руб. с коммуникациями, не относящимися к данным помещениям.

22. Сводная смета расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации и его центрального аппарата по статьям бюджетной классификации, а также смета расходов средств социального развития на 1998 год не составлялись. Сводные фактические и кассовые расходы не отражались в соответствии с параграфами и статьями бюджетной классификации. В результате фактические расходы на содержание аппарата по сумме смет по системе Фонда в 1998 году составили 1,9 млрд. руб., в отчете об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1998 год эти расходы отражены в сумме 1,3 млрд. рублей.

23. По отдельным статьям смет допущен перерасход в сумме 162,7 млн. рублей.

24. Нарушается порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, установленный Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ О бухгалтерском учете.

Учетная политика Пенсионного фонда Российской Федерации на 1998 год правлением не утверждалась. Организация бухгалтерского учета возложена на главное управление учета и распределения средств и бухгалтерию.

Не ведется бухгалтерский учет капитальных вложений, централизованно выделяемых региональным отделениям. Затраты на проценты, уплаченные за пользование кредитами, списываются на расходы. В нарушение Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Минфина России от 3 ноября 1993 года N 122, планом счетов бухгалтерского учета Пенсионного фонда Российской Федерации не предусмотрено ведение счета Прибыли и убытки.

25. Не полностью выполнено представление Счетной палаты Российской Федерации, направленное Пенсионному фонду Российской Федерации по результатам комплексной ревизии Фонда за период с 1 июля 1996 года по 1 января 1998 года.

Передача здания по адресу: ул. Сущевский вал, дом 1 Информационному центру персонифицированного учета произведена не по полной балансовой стоимости - 42,0 млн. руб., а по стоимости переоценки в размере 14,0 млн. руб. и затрат на реконструкцию здания - 17,6 млн. рублей.

Соглашение между ПФР, РАО Норильский никель и АО Норильский горно - металлургический комбинат им. А.П. Завенягина от 4 июля 1997 года о погашении просроченной задолженности комбината по страховым взносам было расторгнуто лишь на период с 3 сентября по 24 октября 1998 года. На начало 1998 года общая недоплата по соглашению составляла 79,2 млн. руб. и на 1 января 1999 года - 78,3 млн. рублей.

Не приняты достаточные меры к возврату пенсионных средств из уставных капиталов социальных коммерческих банков. На 1 января 1999 года числится задолженность по средствам, вложенным в их уставные капиталы в сумме 153,7 млн. руб., или на 3,0 млн. руб. меньше, чем за 1997 год.

Общая сумма выявленного ревизией ущерба составила 621,7 млн. руб., незаконно израсходовано 0,5 млн. руб., нецелевые расходы ПФР составили 2209,9 млн. руб., нерационально израсходовано 0,9 млн. рублей.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Направить отчет о результатах комплексной ревизии исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1998 год палатам Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Направить представление и отчет о результатах проведенной ревизии Правительству Российской Федерации с предложениями:

- возместить задолженность перед Пенсионным фондом Российской Федерации по финансированию выплат пенсий и пособий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;

- потребовать от Министерства труда и социального развития Российской Федерации возмещения задолженности Государственного фонда занятости Российской Федерации Пенсионному фонду Российской Федерации по выплате досрочно назначенных пенсий;

- принять меры к погашению задолженности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по финансированию расходов на содержание единых пенсионных служб;

- обязать Министерство финансов Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации разработать и утвердить новую инструкцию по бухгалтерскому учету средств государственного пенсионного обеспечения.

3. Направить представление председателю правления Пенсионного фонда Российской Федерации М.Ю. Зурабову с предложениями:

- возместить задолженность Фонду социального страхования Российской Федерации;

- привлекать заемные средства только при недостаточности собственных средств и на условиях, максимально исключающих потери пенсионных средств при возврате получаемых кредитов;

- провести инвентаризацию ценных бумаг, имеющихся в исполнительной дирекции Фонда;

- разработать и представить на согласование Министерства финансов Российской Федерации инструкцию по бухгалтерскому учету, обеспечивающую достоверное отражение операций по ценным бумагам;

- принять меры, обеспечивающие надлежащий учет и хранение ценных бумаг, и рассмотреть вопрос об организации депозитария;

- принять меры к полному погашению всех ценных бумаг, имеющихся в исполнительной дирекции Фонда и региональных отделениях;

- организовать учет средств, расходуемых на создание системы персонифицированного учета, в соответствии со статьями сметы по организации персонифицированного учета;

- в течение 1999 года проверить деятельность Информационного центра персонифицированного учета и привести исполняемые им функции в соответствие с утвержденным Положением;

- восстановить в бухгалтерском учете по состоянию на 31 декабря 1997 года балансовую стоимость здания по адресу: ул. Сущевский вал, дом 1 и передать его Информационному центру персонифицированного учета;

- привести бухгалтерский учет в соответствие с действующим законодательством, а также с нормативно - правовыми документами Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации;

- восстановить в бухгалтерском учете средства в сумме 403,9 млн. руб., в том числе: 387,5 млн. руб. - задолженность по просроченным векселям, списанную по итогам 1997 года на забалансовый счет, 15,9 млн. руб. - аванс по договору на строительство учебно - методического центра и средства, израсходованные на оплату НДС за поставленное в 1995 году оборудование, 500,0 тыс. руб. - списанные расходы за оформление протеста векселей;

- рассмотреть ход выполнения соглашения о погашении просроченной задолженности АО Норильский горно - металлургический комбинат им. А.П. Завенягина и в случае невыполнения комбинатом обязательств по погашению задолженности расторгнуть действующее соглашение;

- принять меры по безусловному возврату пенсионных средств из уставных капиталов социальных коммерческих банков;

- рассмотреть вопрос о материальной ответственности руководителей Пенсионного фонда Российской Федерации, принимавших решения, повлекшие ущерб.

4. Направить информацию в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.

 

Аудитор

И.Г.ДАХОВ