Письмо Банка России от 09.07.1999 N 016-31/774

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 июля 1999 г. N 016-31/774

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БАНКАХ

И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О банках и банковской деятельности (внесен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Э.Э. Росселем) (выписка из протокола Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации N 210 от 01.06.1999) и сообщает следующее.

1. По нашему мнению, реализация предложений, содержащихся в рассматриваемом проекте, может вызвать усиление экономической изоляции субъектов Федерации, дезинтеграцию финансового рынка страны, и, учитывая существующие различия в развитии экономики и банковской системы регионов, снижение эффективности использования финансовых ресурсов.

Кроме того, следствием принятия предложенной редакции статьи 22 Федерального закона О банках и банковской деятельности станет установление разных норм регулирования деятельности кредитных учреждений в регионах и создание неконкурентных преимуществ для местных кредитных организаций.

2. Пункт 1 статьи 1 представленного проекта предусматривает возможность Центральному банку Российской Федерации устанавливать обязательный норматив для кредитных организаций в составе групп или холдингов. Однако, перечень обязательных нормативов, устанавливаемых Банком России в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций в рамках его полномочий по банковскому регулированию, определен в статье 61 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). В соответствии с частью третьей статьи 24 Федерального закона О банках и банковской деятельности кредитная организация обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

Более того, глава X Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) раскрывает содержание каждого из перечисленных в статье 61 обязательных нормативов. Предложенная редакция проекта не дает четкого определения предлагаемого к введению норматива.

Кроме того, пояснительная записка к проекту говорит о возможности в случае принятия данной нормы устанавливать данный норматив дифференцированным по регионам с учетом различных условий функционирования финансовых рынков субъектов Российской Федерации. Однако, в соответствии со статьей 73 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы по видам банков и иных кредитных организаций, а не в зависимости от региона деятельности кредитной организации.

3. Представляется не вполне обоснованным устанавливать отдельные обязательные нормативы в отношении кредитных организаций и филиалов данной или иных кредитных организаций, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, поскольку согласно статьям 22 Федерального закона О банках и банковской деятельности и 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиал кредитной организации не является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет от имени кредитной организации все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, в соответствии с положением, утвержденным создавшей его кредитной организацией.

4. Считаем нецелесообразным исключение из статьи 22 Федерального закона О банках и банковской деятельности перечня сведений, содержащихся в уведомлении кредитной организацией Банка России об открытии ею филиала, что делает данную процедуру неопределенной. Кроме того, Банк России лишается возможности осуществлять надзор за кредитной организацией на стадии открытия ее филиала, и его функции сводятся к формальному учету открытых филиалов.

5. Статья 2 представленного проекта устанавливает требование о перерегистрации филиалов кредитных организаций, что противоречит действующим нормам гражданского законодательства Российской Федерации (статья 55 Гражданского кодекса), в соответствии с которыми в отношении филиалов кредитных организаций действует уведомительный порядок их открытия.

6. Представленный законопроект содержит ряд некорректных формулировок. Например, в статье 1 проекта следует говорить о привлечении (размещении) денежных средств, но не активов (пассивов).

Кроме того, в соответствии с терминологией, используемой в статье 4 Федерального закона О банках и банковской деятельности, а также ряде нормативных актов Банка России, в отношениях, складывающихся между участниками банковского холдинга, следует различать основную и иные кредитные организации, а в отношениях кредитной организации и ее филиалов следует говорить о головном офисе кредитной организации и ее филиалах.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Банк России считает нецелесообразным и экономически не обоснованным принятие представленного проекта Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О банках и банковской деятельности, внесенного членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Э.Э. Росселем.

 

Заместитель Председателя

В.Н.ГОРЮНОВ