Письмо Минтранса РФ от 16.07.1999 N МФ-15/1861

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16 июля 1999 г. N МФ-15/1861

 

Минтранс России рассмотрел заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии на проект федерального закона О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года и сообщает следующее.

1. Международный характер перевозки морем опасных и вредных веществ требует регулирования ответственности и компенсации за ущерб, причиняемый в связи с такой перевозкой, в глобальном масштабе. Принятие мировым сообществом в 1996 г. Международной конвенции об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ (далее - Конвенция 1996 г.) является признанием этого факта. Конвенция 1996 г. создает международную систему ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ по образцу международной системы ответственности и компенсации за ущерб от загрязнения нефтью, которая доказала свою жизнеспособность. Российская Федерация участвует в международной системе ответственности и компенсации за ущерб от загрязнения нефтью, установленной Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и Международной конвенцией о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г., и не может оставаться вне международной системы ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ, установленной Конвенцией 1996 г.

Следует особо отметить, что на положениях Конвенции 1996 г. основывается глава XIX Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, принятого Государственной Думой 31 марта 1999 г. в третьем чтении, одобренного Советом Федерации 22 апреля 1999 г., подписанного Президентом Российской Федерации 30 апреля 1999 г. (Федеральный закон N 81-ФЗ) и введенного в действие с 1 мая 1999 г.

2. Согласно Конвенции 1996 г. ответственность возникает и компенсация уплачивается только за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, определенными в качестве таковых Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., участником которой Российская Федерация является, и соответствующими международными кодексами (Международный кодекс морской перевозки опасных грузов и др.). Собственник судна обязан для покрытия своей ответственности за ущерб осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение на сумму, составляющую предел его ответственности, а не вносить страховые взносы в Фонд ОВВ, как это указано в абзаце третьем заключения Комитета по экологии. Собственник судна при отсутствии умысла или грубой неосторожности имеет право ограничить свою ответственность общей суммой, которая зависит от валовой вместимости судна, но не может превышать 100 миллионов СДР (единица специального права заимствования, установленная Международным валютным фондом) - эквивалент 135 млн. долларов США. В случае, если компенсация за ущерб, требуемая в связи с инцидентом с судном, превышает предел ответственности собственника судна, дополнительная компенсация подлежит выплате Международным фондом по опасным и вредным веществам, который финансируется за счет взносов получателей таких веществ. Размер ежегодных взносов зависит от количества облагаемого груза, полученного каким-либо лицом в течение предшествующего календарного года на территории государства-участника после доставки морем. Международный фонд по опасным и вредным веществам выплачивает компенсацию потерпевшим лицам в сумме до 250 млн. СДР (эквивалент - 337 млн. долл. США) с зачетом компенсации, выплачиваемой собственником судна за ущерб. Фонд ОВВ формируется за счет взносов, которые вносятся импортерами (получателями) опасных и вредных веществ, а не за счет собственников судов, как это указано в абзаце третьем заключения. Кроме того, утверждение Комитета по экологии о том, что в Российской Федерации основным собственником судов является государство является ошибочным. Поэтому никаких дополнительных затрат из федерального бюджета при присоединении к Конвенции 1996 г. не потребуется. Заключения Правительства Российской Федерации, внесшего этот законопроект в Госдуму, и финансово-экономического обоснования, следовательно, не требуется. Ставка взносов индивидуального получателя определяется в зависимости от количества данного вида облагаемого груза, полученного на территории государства получателем в течение календарного года. Поскольку Российская Федерация не относится к числу импортеров опасных и вредных веществ, доля взносов российских получателей в Фонд ОВВ будет составлять минимальный процент. Между тем, в случае крупных аварий выплата значительной компенсации в связи с причиненным ущербом будет гарантирована Фондом ОВВ.

3. Конвенция 1996 г. отвечает интересам Российской Федерации, российских владельцев судов, перевозящих опасные и вредные вещества, и владельцев (получателей) таких веществ после перевозки их морем. Разделение экономических потерь от причиняемого опасными и вредными веществами ущерба между собственником судна и лицами, заинтересованными в перевозке опасных и вредных веществ, освобождает государство от участия в компенсации таких потерь в связи с инцидентами с судами, перевозящими такие вещества в качестве груза. Государство, становясь участником Конвенции ОВВ, тем самым обеспечивает предоставление достаточной и своевременной компенсации лицам, потерпевшим ущерб, владельцами судов, зарегистрированных в Российской Федерации, и Фондом ОВВ.

Российские владельцы судов, перевозящих опасные и вредные вещества, в соответствии с распределением экономических последствий ущерба, причиненного при морской перевозке опасных и вредных веществ, между судоходной отраслью и владельцами соответствующих грузов будут нести ответственность перед третьими лицами в установленных Конвенцией 1996 г. пределах. Собственник судна, создающий фонд на общую сумму, равную пределу его ответственности, получает гарантию того, что на его судно или иное имущество не может быть наложен арест в связи с требованиями о компенсации ущерба, возникшего вследствие инцидента с опасными и вредными веществами.

Учитывая вышеизложенное считаем принятие рассматриваемого законопроекта целесообразным.

 

Первый заместитель

министра транспорта

Российской Федерации

А.А.ЛУГОВЕЦ