ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июля 1999 г.
N Пр-930
В
соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю
принятый Государственной Думой 24 июня 1999 г. и одобренный Советом Федерации 2
июля 1999 г. Федеральный закон О предотвращении сбоя компьютерных систем
и преодолении его негативных последствий в связи с наступлением 2000 года
(Проблема-2000) (далее именуется - Закон) по следующим
основаниям.
Закон подготовлен
без учета положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса
Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Согласно
Федеральному закону Об информации, информатизации и защите
информации (статьи 2, 17, 22) указанные в статье 2 Закона объекты
(компьютерные системы, программно-технические комплексы) относятся к объектам
собственности. Конституцией Российской Федерации (статья 8), Гражданским
кодексом Российской Федерации (статьи 212, 214 и 215) установлены различные
формы собственности: государственная (федеральная собственность и собственность
субъектов Российской Федерации), муниципальная и частная. Законом
предполагается решать вопросы, затрагивающие имущественные интересы разных
собственников, поскольку речь идет о принятии разными собственниками
оперативных мер по поддержанию надлежащего функционирования систем, являющихся
частью имущества этих собственников.
Согласно
Конституции Российской Федерации (статьи 130 и 132) решение вопросов, связанных
с муниципальной собственностью, относится к компетенции органов местного
самоуправления. Поскольку компьютерные системы, в отношении которых должен быть
обеспечен надлежащий режим функционирования в связи с наступлением 2000 года,
находятся в эксплуатации у организаций различных форм
собственности и у граждан, это является проблемой, которую должны решать
самостоятельно эти организации и граждане.
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации (статья 114) и Федеральным конституционным
законом О Правительстве Российской Федерации (статья 14) вопросы,
связанные с управлением федеральной собственностью, разработкой и
осуществлением федеральных программ, входят в компетенцию Правительства
Российской Федерации. Изданы два распоряжения Правительства Российской
Федерации: от 30 мая 1998 г. N 671-р о предотвращении негативных последствий в
работе действующих в Российской Федерации государственных
информационно-вычислительных систем в связи с наступлением 2000 года и от 21
января 1999 г. N 100-р об образовании Правительственной комиссии по решению
Проблемы-2000 в Российской Федерации.
Согласно
Положению о Правительственной комиссии по решению Проблемы-2000 в
Российской Федерации эта Комиссия является координационным органом,
обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Банка России, государственных
и иных организаций по предотвращению влияния негативных последствий
компьютерного сбоя, возникающего при наступлении 2000 года, на работу жизненно
важных объектов инфраструктуры, отраслей экономики, систем обороноспособности и
безопасности Российской Федерации.
Анализ Закона
свидетельствует, что большинство его положений направлено на присвоение
законодателем полномочий Правительства Российской Федерации, а это противоречит
принципу разделения властей, закрепленному в статьях 10, 11 и 110 Конституции
Российской Федерации. Так, в соответствии со статьями 3, 4 и
6 Закона на федеральный орган исполнительной власти возлагаются определенные
полномочия по предотвращению проявлений Проблемы-2000, тогда как
согласно статье 12 Федерального конституционного закона О Правительстве
Российской Федерации Правительство Российской Федерации руководит работой
федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и
определяет их полномочия.
В Законе много
юридически не проработанных положений и терминологических неточностей.
Б.ЕЛЬЦИН