Письмо МИД РФ от 14.03.1997 N 7439/ИС

 

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 марта 1997 г. N 7439/ИС

 

По вопросу необходимости ратифицировать Конвенции об избежании двойного налогообложения с Венгрией и Израилем МИД России сообщает следующее.

Наличие соглашений этого вида является одним из важнейших факторов, принимаемых во внимание при инвестировании в российскую экономику. Они существенно влияют на формирование инвестиционного климата России, и их заключение вполне вписывается в экономическую стратегию Российской Федерации на активное привлечение иностранных капиталовложений в условиях нехватки собственных ресурсов.

Иностранные компании - инвесторы в отсутствие соглашения об избежании двойного налогообложения зачастую вынуждены повторно уплачивать налоги в своих странах. При этом суммы, уплаченные в стране инвестирования, в расчет могут и не приниматься. Подобная практика не только ограничивает приток инвестиций, в первую очередь в несырьевые отрасли, но и вынуждает уже действующие у нас иностранные компании добиваться льготного налогообложения в России.

Налоговые конвенции с Венгрией и Израилем являются взаимовыгодными для сторон и не предполагают каких-либо негативных последствий, поскольку освобождают предпринимателей от необходимости выплачивать налоги в государстве, где они не ведут хозяйственной деятельности, и где соответственно не создается база для налогообложения.

Представляются необоснованными опасения, что ратификация данных Конвенций приведет к существенному снижению налоговых поступлений в России. Напротив, сохранение нынешней практики двойного налогообложения будет и впредь стимулировать уклонение от уплаты налогов, причем в большей степени в той стране, где их уровень выше, а система начисления сложнее и нестабильнее - во многих случаях такой страной, к сожалению, оказывается Россия.

Содержание Конвенций с Венгрией и Израилем не позволяет делать выводов о возможности избежания налогов на доходы физических лиц в целом, и имеющих двойное гражданство в частности. Гражданство физических лиц - налогоплательщиков вообще не имеет отношения к предмету данных соглашений. Здесь действует принцип резидентства, и налоги взымаются в той стране, где был получен доход в результате той или иной деятельности конкретного физического лица.

Существенным моментом является также то, что эти Конвенции создают нормативно - правовую базу для обмена информацией по налогам.

В целом же их отсутствие в системе двусторонних отношений способно негативно сказаться на развитии нормального сотрудничества.

В контексте конкретных аспектов двусторонних отношений с Венгрией и Израилем хотелось бы отметить следующее.

Венгрия. Из всех подписанных к настоящему времени соглашений данного вида со странами Центральной и Восточной Европы только Конвенция с Венгрией до сих пор нами не ратифицирована, что может дать повод венгерской стороне квалифицировать российский подход как дискриминационный.

Объемы российских инвестиций в Венгрию уже достигают 150 - 200 млн. долл. (производство автобусов, нефтегазовой аппаратуры, телерадиотехники, банковская сфера). Несколько крупных проектов (строительство транзитного газопровода, новой линии метро) - в стадии разработки. Вместе с тем, конкурентные позиции российских инвесторов в немалой степени будут зависеть от вступления в силу соглашения об избежании двойного налогообложения.

Представление о Венгрии как налоговом рае и международном центре теневого бизнеса на практике ничем не оправдано. В прошлом году там принят специальный закон о предотвращении отмывания денег, внесены изменения в закон о деятельности финансовых институтов, существенно ограничившие сферу применения банковской тайны. Вступление в силу Конвенции позволит повысить транспарентность деятельности российских фирм в Венгрии. Компетентные российские органы получат право обращаться в венгерские службы финансового и налогового контроля за информацией о размерах выплаченных налогов фирмами с российским участием (последнее также в равной степени относится и к деятельности российских компаний и организаций в Израиле).

Израиль. По имеющейся информации, позиция Государственной Думы, ее отдельных депутатов, занятая 17 февраля, с озабоченностью воспринята в Израиле на самом высоком уровне. Об этом неоднократно заявляли израильские представители.

Издержки экономического плана, вызванные тем, что Конвенция, подписанная почти три года назад главами правительств двух стран, до сих пор не вступила в силу, очевидны. Дальнейшая затяжка с ратификацией лишь укрепит недоверие израильских деловых кругов в отношении российского рынка, нанесет ущерб укреплению двусторонних связей с Израилем и позициям России на Ближнем Востоке в целом.

 

Статс - секретарь,

первый заместитель министра

И.ИВАНОВ