Письмо Верховного Суда РФ (ВС РФ) от 22.07.1999 N 816-2/общ

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 22 июля 1999 г. N 816-2/общ

 

В Верховном Суде Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона О внесении изменений в статью 4 Федерального закона О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий, внесенный депутатом Государственной Думы Аничкиным И.С.

Данный проект Закона направлен на устранение существующего в действующей редакции статей 1 и 4 Федерального закона О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий противоречивого подхода к определению понятия индивидуального коэффициента пенсионера. Так, если в части 2 статьи 1 этого Закона указывается, что данная величина исчисляется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период, то в статье 4, говоря об установлении его величины в пределах 0,7, определяется, что это ограничение отражает соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране.

Указанное противоречие позволяло по-разному истолковывать значение указанной в статье 4 Закона величины 0.7, определяя ее не как предельный размер индивидуального коэффициента пенсионера, а как отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране.

Именно такое толкование содержащейся в данной статье Закона нормы дало Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации, направив в декабре 1997 г. для использования в работе письмо с рекомендациями по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий.

В п. 1.3 этих Рекомендаций разъяснялось, что индивидуальный коэффициент пенсионера равен размеру пенсии в процентах, полагающемуся в зависимости от продолжительности трудового стажа, умноженному на отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране (за одинаковый период).

В этом же пункте Рекомендаций говорилось, что отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране с 1 февраля 1998 г. не должно превышать 0,7. Следовательно, ИКП при таком предельном отношении заработков не может быть выше 0.525.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 1998 г. указанные Рекомендации признаны незаконными со дня их издания по тем мотивам, что они не прошли государственную регистрацию и не были опубликованы. В связи с данным решением Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ отозвали в ноябре 1998 г. разъяснение из органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

Полагаем, что принятие предлагаемого проекта Закона, изменяющего редакцию статьи 4 Федерального закона О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий и устанавливающего, что под величиной 0,7 следует понимать именно размер индивидуального коэффициента пенсионера, а не соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране, не только позволит устранить рассмотренное выше противоречие, но и будет является основанием для установления пенсионерам более высокого размера пенсий, что позволит хоть немного улучшить бедственное положение большинства граждан этой категории.

 

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Российской Федерации

Н.Ю.СЕРГЕЕВА