Письмо Банка России от 23.07.1999 N 02-31/848

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 июля 1999 г. N 02-31/848

 

О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ

ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ЧАСТИ ПРИБЫЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ

ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ЧАСТИ ПРИБЫЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В 1999 ГОДУ, О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(БАНКЕ РОССИИ)

 

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел проекты федеральных законов О дополнительном перечислении части прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет, О дополнительном перечислении части прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет в 1999 году и О внесении изменений и дополнений в статью 26 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (Выписка из протокола Государственной Думы N 212 от 15.06.1999), внесенные депутатом Государственной Думы Н.Н.Гончаром, и сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, в том числе и по собственным операциям, поскольку согласно статье 2 Федерального закона О банках и банковской деятельности Банк России входит в банковскую систему Российской Федерации. Руководствуясь также пунктом 2 статьи 5 Федерального закона О бухгалтерском учете Банк России, как орган, которому федеральным законом предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всей банковской системой планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета; другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Используя право, предоставленное российским законодательством, Банк России разработал нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет операций по созданию и использованию средств для пенсионных и социальных выплат служащим Банка России.

Провизии создаются Банком России в следующих целях: для покрытия расходов, предусмотренных сметой расходов Банка России, в случаях, если доходы Банка России в текущем году оказываются существенно ниже планируемых; для осуществления чрезвычайных расходов Банка России, необходимых для выполнения им своих функций, закрепленных Конституцией Российской Федерации и достижения Банком России основных целей деятельности (указанных в статье 3 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России); недопущения образования убытков на балансе Банка России; под социальные и компенсационные выплаты служащим Банка России во исполнение статей 88 и 89 указанного выше Федерального закона.

Создание провизии Банка России производилось на основании актов Банка России и в соответствии с действующим в народном хозяйстве порядком (Положение О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации N 552 от 05.08.1992).

Таким образом, провизии создавались в соответствии с действующим законодательством и были правомерно отнесены на расходы Банка России, в связи с чем дополнительной прибыли Банк России не имел.

Аналогичный порядок формирования резервов и ведения бухгалтерского учета действует и в отношении иных организаций. Согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерация, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации N 34н от 29.07.1998, организация в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения может создавать резервы, предназначенные для покрытия непредвиденных затрат и других целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В отношении Банка России другие цели определены в том числе статьями 88 и 89 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), а именно, пенсионные и социальные выплаты служащим Банка России.

В целях предотвращения потерь от обесценения созданных провизий под пенсионные выплаты служащим Банка России часть средств пенсионного фонда, в установленном нормативным актом Банка России порядке, была направлена Банком России на приобретение государственных ценных бумаг (в настоящее время 81% средств пенсионного обеспечения размещены в государственных ценных бумагах). Размещение указанных денежных средств в государственные ценные бумаги является операцией Банка России по покупке ценных бумаг на открытом рынке за счет вложения средств, имеющих строго целевое назначение. Следовательно, доходы от этих средств должны учитываться как доходы Банка России по этим обособленным средствам и направляться на пополнение средств пенсионного обеспечения его служащих.

Для сравнения можно отметить, что проблема пенсионного обеспечения служащих национальных банков ряда стран решается аналогичным образом. Так, в Австрийском национальном банке пенсионные провизии создаются из средств, получаемых как доход от специального портфеля активов, в которые были инвестированы провизии, и части ежегодной чистой прибыли Австрийского национального банка. Похожая система формирования денежных средств, предназначенных на выходные пособия и пенсии служащим, существует и в Банке Италии.

Считаем возможным отметить, что внесение депутатом Н.Н.Гончаром практически идентичных проектов федеральных законов о перечислении Банком России части прибыли в федеральный бюджет с одинаковым обоснованием в необходимости их принятия, отличия которых состоят в различной сумме, подлежащей перечислению, вызывает у Банка России серьезную обеспокоенность.

2. Банк России возражает против принятия проекта Федерального закона О внесении изменений и дополнений в статью 26 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) по следующим основаниям.

Рассматриваемый проект Федерального закона допускает возможность произвольного изменения порядка перечисления прибыли Банка России и ее размера. Поскольку основными целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов, предлагаемые изменения не позволят Банку России эффективно проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на достижение указанных целей, так как в любой момент он может быть лишен необходимых для этого финансовых ресурсов. Учитывая, что единую государственную денежно-кредитную политику Банк России проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, указанный проект может вызвать негативные последствия не только в финансовом секторе, но и отразиться на экономике страны в целом.

В настоящее время, когда усилия всех ветвей власти Российской Федерации и Банка России направлены на преодоление последствий тяжелого финансового и экономического кризиса в стране настоящие проекты Федеральных законов, внесенные депутатом Государственной Думы Н.Н. Гончаром, способны сыграть роль дестабилизирующего фактора и самым негативном образом отразиться на экономике России.

 

А.В.ВОЙЛУКОВ