Письмо ПФ РФ от 05.08.1999 N МЗ-09-03/7305

 

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 августа 1999 г. N МЗ-09-03/7305

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТАРИФАХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО

СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И В ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО

СТРАХОВАНИЯ НА 1999 ГОД

 

Пенсионный фонд Российской Федерации, рассмотрев направленный в соответствии с пунктом 1 выписки из протокола N 213 заседания Совета Государственной Думы 21 июня 1999 г. проект Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год, внесенный депутатами Государственной Думы Ю.П. Ивановым, В.А. Калягиным, В.В. Киселевым, А.И. Лукьяновым, Е.Б. Мизулиной и В.В. Похмелкиным, сообщает следующее.

Представленный законопроект предполагает уменьшение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для адвокатов с 20,6 процентов до 5 процентов. При этом нормой статьи 1 законопроекта база для начисления страховых взносов, которая установлена в соответствии с нормами действующего законодательства от выплат (дохода), начисленных в пользу работающих граждан устанавливается для адвокатов от части гонорара, начисленного в пользу адвокатов, оставшейся после выплаты отчислений на нужды коллегии адвокатов и на заработную плату помощников адвокатов.

В соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, работодатели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям, а также перечисляют 1 процент за работника от его заработка. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год за адвокатов страховые взносы уплачивают коллегии адвокатов в размере 20,6 процента от выплат, начисленных в пользу адвокатов. Таким образом, уплаченные работодателем страховые взносы за работников в размере 28 процентов и в размере 1 процента являются таким же удержанием как и в размере 20,6 процента от выплат, начисленных в пользу адвокатов, т.е. от суммы выплат, начисленных в пользу адвокатов за их работу (фактического заработка).

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Реализация статьи 39 Конституции Российской Федерации в части государственного пенсионного обеспечения (трудовых пенсий) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется из средств бюджета ПФР, который формируется из страховых взносов и работодателей, и застрахованных лиц. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год утверждается федеральным законом на основании актуарных расчетов. В указанных расчетах применяется, в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования, дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств для всех категорий плательщиков страховых взносов.

По мнению Пенсионного фонда Российской Федерации, принцип необоснованного предоставления льгот и освобождения от уплаты страховых взносов отдельных категорий плательщиков нарушает равенство прав граждан перед законом. Статьями 17 и 19 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод одного гражданина не должно нарушать права и свободы другого гражданина. Необоснованное установление льготного тарифа отдельным категориям граждан приведет к нарушению прав иных плательщиков страховых взносов, которые несут на себе бремя платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации за льготную категорию плательщиков в соответствии с принципом солидарности поколений в распределительной системе государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Кроме того, доходная часть бюджета ПФР на 1999 год утверждена Федеральным законом от 30.03.1999 N 56-ФЗ О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год и определена из установленного Федеральным законом от 04.01.1999 N 1-ФЗ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год тарифа страховых взносов для адвокатов в размере 20,6 процентов. Снижение тарифа до 5 процентов для отдельной категории плательщиков страховых взносов приведет к нарушению норм указанного Федерального закона от 30.03.1999 N 56-ФЗ в части сокращения поступления страховых платежей в бюджет Фонда на сумму около 40 млнуб. в год, что соответствует выплате пенсий 7,0 тыс. пенсионерам в течение года (Расчет прилагается).

Размер тарифов страховых взносов, установленный для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. N 7-П По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1998 г. О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов был снижен с 28 процентов до 20,6 процента (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 59-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год). В экономическом обосновании указанный размер страховых взносов рассчитывался по принципу солидарности поколений, исходя из условий равенства нагрузки на всю дополнительную стоимость, направляемую на потребление (копия прилагается).

На основании вышеизложенного Пенсионный фонд Российской Федерации не считает возможным поддержать представленный проект Федерального закона О внесении изменений а Федеральный закон О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год, устанавливающий уменьшение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для адвокатов до 5 процентов, уплачиваемого от части гонорара, начисленного в пользу адвокатов, оставшейся после выплаты отчислений на нужды коллегии адвокатов и на заработную плату помощников адвокатов.

Позицию Пенсионного фонда Российской Федерации по представленному проекту Федерального закона поддерживают Министерство финансов Российской Федерации (Письмо от 26.07.1999 N 02-12-01) и Министерство экономики Российской Федерации (Письмо от 21.07.1999 N ША-6/12-690).

 

Председатель Правления

М.Ю.ЗУРАБОВ