ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 марта 1997 г.
N Пр-351
На
основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю
направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования
Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях, принятый Государственной Думой 12 февраля 1997 г. и
считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105
Конституции Российской Федерации.
Вносимые данным
Федеральным законом в уголовно-процессуальное законодательство изменения,
позволяющие проводить неотложные следственные действия без участия понятых,
могут повлечь нарушения конституционных прав и свобод граждан, а потому
неприемлемы. Проведение экспертизы без возбуждения уголовного дела превращает
ее из следственного действия, осуществляемого в строгих процессуальных рамках,
в некое проверочное мероприятие, выводы которого в дальнейшем могут быть легко
оспорены. Кроме того, дополнение статьи 184 Уголовно-процессуального кодекса
РСФСР требует одновременного внесения изменений в целый ряд других его статей
(109, 184, 185, 188, 189, 193, 194), что повлечет корректировку и ряда
концептуальных положений Кодекса.
Дополнение Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях статьей 242.1, допускающей задержание
лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, для проведения
медицинского освидетельствования на срок до 3 суток, противоречит статье 22
Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что срок задержания не может
превышать 48 часов.
Изменения, вносимые
в статью 243 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, допускающие
вместо участия понятых при производстве личного досмотра и досмотра вещей
возможность подтверждения этих действий теми самыми сотрудниками
правоохранительных органов, которые непосредственно и производят задержание и
досмотр, открывают простор для злоупотреблений.
Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях предлагается дополнить статьей 167.2,
устанавливающей ответственность за нарушение правил административного надзора
лицами, совершившими тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с
незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Однако статья 167 Кодекса охватывает своим
содержанием и данный состав административного правонарушения.
Изменения, вносимые
в статью 44 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, приводят к тому,
что название этой статьи не соответствует ее диспозиции, а новая статья 44.1
практически дублирует статью 44.
Б.ЕЛЬЦИН