Письмо Президента РФ от 17.03.1997 N Пр-351

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 марта 1997 г. N Пр-351

 

На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятый Государственной Думой 12 февраля 1997 г. и считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации.

Вносимые данным Федеральным законом в уголовно-процессуальное законодательство изменения, позволяющие проводить неотложные следственные действия без участия понятых, могут повлечь нарушения конституционных прав и свобод граждан, а потому неприемлемы. Проведение экспертизы без возбуждения уголовного дела превращает ее из следственного действия, осуществляемого в строгих процессуальных рамках, в некое проверочное мероприятие, выводы которого в дальнейшем могут быть легко оспорены. Кроме того, дополнение статьи 184 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР требует одновременного внесения изменений в целый ряд других его статей (109, 184, 185, 188, 189, 193, 194), что повлечет корректировку и ряда концептуальных положений Кодекса.

Дополнение Кодекса РСФСР об административных правонарушениях статьей 242.1, допускающей задержание лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, для проведения медицинского освидетельствования на срок до 3 суток, противоречит статье 22 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что срок задержания не может превышать 48 часов.

Изменения, вносимые в статью 243 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, допускающие вместо участия понятых при производстве личного досмотра и досмотра вещей возможность подтверждения этих действий теми самыми сотрудниками правоохранительных органов, которые непосредственно и производят задержание и досмотр, открывают простор для злоупотреблений.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предлагается дополнить статьей 167.2, устанавливающей ответственность за нарушение правил административного надзора лицами, совершившими тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Однако статья 167 Кодекса охватывает своим содержанием и данный состав административного правонарушения.

Изменения, вносимые в статью 44 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, приводят к тому, что название этой статьи не соответствует ее диспозиции, а новая статья 44.1 практически дублирует статью 44.

 

Б.ЕЛЬЦИН