Письмо Президента РФ от 20.08.1999 N Пр-1084

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 августа 1999 г. N Пр-1084

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об оружии, представленный в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 июня 1999 г.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОРУЖИИ

 

По проекту Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об оружии (далее именуется - проект), представленному в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 июня 1999 г., имеются замечания концептуального характера.

Как следует из содержания пояснительной записки, проект направлен на обеспечение конституционных прав граждан на защиту жизни, здоровья и имущества, а также на обеспечение общественной безопасности.

В этих целях предлагается отнести к оружию самообороны огнестрельное нарезное короткоствольное оружие и огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 проекта), одновременно расширив перечень категорий граждан Российской Федерации, имеющих право на приобретение оружия самообороны, что является концепцией проекта.

Направленность проекта в данной части представляет собой попытку возложить на граждан защиту своих прав и обеспечение личной безопасности, что противоречит основам конституционного строя, поскольку согласно статье 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации О милиции задачи по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также по оказанию помощи физическим лицам в защите их прав и свобод возложены на милицию.

Право на хранение, ношение и применение огнестрельного короткоствольного оружия в целях самообороны или для исполнения служебных обязанностей, связанных с риском для жизни и здоровья, согласно проекту будет предоставлено гражданам Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации (абзац двадцать третий пункта 8 статьи 1 проекта). При этом перечень категорий граждан, имеющих право приобретать этот вид оружия, будет устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абзац двадцать шестой пункта 8 статьи 1 проекта).

Данные положения проекта не соответствуют пункту м статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому определение порядка продажи и покупки оружия отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

Предоставление права на применение оружия является крайним средством принуждения (защиты), существенно ограничивающим права и свободы граждан, и должно регламентироваться в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации только федеральным законом, а не решениями законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Проектом предусматривается, что конкретные тип и модель приобретаемого гражданином Российской Федерации огнестрельного короткоствольного оружия определяются начальником органа внутренних дел с учетом конкретных условий, необходимых для обеспечения самообороны или исполнения служебных обязанностей, связанных с риском для жизни и здоровья (абзац двадцать восьмой пункта 8 статьи 1 проекта). Данное положение не согласуется с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации), согласно которому отсутствие четкой правовой регламентации деятельности государственных органов и отдельных чиновников лишает граждан возможности защищать свои права, создает условия для коррупции и произвола чиновников.

Появление новых видов оружия самообороны и одновременное увеличение числа субъектов, имеющих право на их приобретение, потребует привлечения дополнительных сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации для осуществления контроля за оборотом оружия, а следовательно, увеличения расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Кроме того, эти факторы могут оказать отрицательное влияние на состояние правопорядка и общественной безопасности.

С учетом изложенного считаю нецелесообразным дальнейшее рассмотрение данного проекта.