ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 августа 1999
г. N Пр-1084
Направляю
заключение на проект Федерального закона О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон Об оружии, представленный в
соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 июня 1999 г.
Б.ЕЛЬЦИН
НА ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОРУЖИИ
По проекту
Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
Об оружии (далее именуется - проект), представленному в
соответствии с решением Совета Государственной Думы от 8 июня 1999 г., имеются
замечания концептуального характера.
Как следует из
содержания пояснительной записки, проект направлен на обеспечение
конституционных прав граждан на защиту жизни, здоровья и имущества, а также на
обеспечение общественной безопасности.
В этих
целях предлагается отнести к оружию самообороны огнестрельное нарезное
короткоствольное оружие и огнестрельное гладкоствольное короткоствольное
оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими
нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации (пункт 2 статьи 1
проекта), одновременно расширив перечень категорий граждан Российской
Федерации, имеющих право на приобретение оружия самообороны, что является
концепцией проекта.
Направленность
проекта в данной части представляет собой попытку возложить на граждан защиту
своих прав и обеспечение личной безопасности, что противоречит основам
конституционного строя, поскольку согласно статье 2 Конституции Российской
Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность государства.
В соответствии со
статьей 2 Закона Российской Федерации О милиции задачи по
обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности, защите частной, государственной, муниципальной и
иных форм собственности, а также по оказанию помощи физическим лицам в защите
их прав и свобод возложены на милицию.
Право на хранение,
ношение и применение огнестрельного короткоствольного оружия в целях
самообороны или для исполнения служебных обязанностей, связанных с риском для
жизни и здоровья, согласно проекту будет предоставлено гражданам Российской
Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской
Федерации (абзац двадцать третий пункта 8 статьи 1 проекта). При этом перечень
категорий граждан, имеющих право приобретать этот вид оружия, будет
устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(абзац двадцать шестой пункта 8 статьи 1 проекта).
Данные положения
проекта не соответствуют пункту м статьи 71 Конституции Российской
Федерации, согласно которому определение порядка продажи и покупки оружия
отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.
Предоставление
права на применение оружия является крайним средством принуждения (защиты),
существенно ограничивающим права и свободы граждан, и должно регламентироваться
в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации только
федеральным законом, а не решениями законодательных (представительных) органов
власти субъектов Российской Федерации.
Проектом
предусматривается, что конкретные тип и модель приобретаемого гражданином
Российской Федерации огнестрельного короткоствольного оружия определяются
начальником органа внутренних дел с учетом конкретных условий,
необходимых для обеспечения самообороны или исполнения служебных обязанностей,
связанных с риском для жизни и здоровья (абзац двадцать восьмой пункта 8
статьи 1 проекта). Данное положение
не согласуется с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных
направлениях политики Российской Федерации), согласно которому отсутствие
четкой правовой регламентации деятельности государственных органов и отдельных
чиновников лишает граждан возможности защищать свои права, создает условия для
коррупции и произвола чиновников.
Появление новых
видов оружия самообороны и одновременное увеличение числа субъектов, имеющих
право на их приобретение, потребует привлечения дополнительных сил и средств
органов внутренних дел Российской Федерации для осуществления контроля за
оборотом оружия, а следовательно, увеличения расходов,
покрываемых за счет федерального бюджета.
Кроме того, эти
факторы могут оказать отрицательное влияние на состояние правопорядка и
общественной безопасности.
С учетом
изложенного считаю нецелесообразным дальнейшее рассмотрение данного проекта.