Письмо Президента РФ от 09.09.1999 N Пр-1190

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 сентября 1999 г. N Пр-1190

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О сельскохозяйственных научных организациях, принятый Государственной Думой в первом чтении 16 июня 1999 г.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Рядом положений проекта Федерального закона О сельскохозяйственных научных организациях (далее именуется - законопроект) предусматриваются полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление агропромышленным комплексом (например, пункт 2 статьи 2, пункт 5 статьи 7, пункт 2 статьи 9), что противоречит принципу разделения властей, закрепленному статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации, а также со статьей 12 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и определяет их полномочия в положениях об этих органах.

Организационно-правовые формы организаций, указанных в статье 2 законопроекта, необходимо привести в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации.

Положения пункта 2 статьи 3 законопроекта урегулированы статьей 5 Федерального закона О науке и государственной научно-технической политике, которой предусмотрено, что научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Данное положение распространяется и на организации, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства. Таким образом, сельскохозяйственные научные организации могут быть созданы в любой организационно-правовой форме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специфика их деятельности может быть отражена в учредительных документах.

В статье 4 законопроекта нет необходимости определять статус учреждения, поскольку он установлен Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 120, 296, 298 и другие) и Федеральным законом О некоммерческих организациях (статья 9, главы III, IV и другие). В пункте 2 статьи 4 содержатся положения, не являющиеся предметом регулирования законопроекта.

В статье 5 законопроекта предлагается создание сельскохозяйственной научной организации в форме предприятия. Однако следует учесть, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 113 - 115) могут быть созданы государственные и муниципальные унитарные предприятия. Что касается цели предприятия, указанной в пункте 2 статьи 5, то, поскольку названные предприятия относятся к коммерческим организациям (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), основной целью их деятельности является извлечение прибыли.

Положения пунктов 1 - 3 статьи 6, регулирующие вопросы, связанные с участием органов государственной власти в гражданско-правовых отношениях (создание, реорганизация, ликвидация организаций и другие), не являются предметом регулирования законопроекта, а регламентируются гражданским законодательством Российской Федерации. Положения пункта 1 не согласуются с положениями статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях участвуют органы государственной власти в пределах своей компетенции. Статьей 114 Конституции Российской Федерации и статьей 14 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации управление федеральной собственностью отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации, поэтому законодатель не вправе присваивать себе эти полномочия. Кроме того, пункт 2 указанной статьи противоречит Конституции Российской Федерации. Вопросы управления собственностью субъектов Российской Федерации не отнесены к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статьи 71, 72 Конституции Российской Федерации); следовательно, в соответствии со статьями 73 и 76 Конституции Российской Федерации данные вопросы решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно. В пункте 4 статьи 6 дублируются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1, 2, глава 4), в соответствии с которыми юридические лица и граждане имеют право выступать учредителями (участниками) организаций.

В пункте 1 статьи 7 дублируются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах (например, положения статьи 52).

Пунктом 2 статьи 7 устанавливаются общие правомочия сельскохозяйственных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Однако следует иметь в виду, что положение абзаца второго относительно самостоятельного владения, пользования и распоряжения имуществом неправомерно распространять на государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, так как указанные организации ограничены в осуществлении названных правомочий (статьи 113 - 115, 120, 294 - 298 Гражданского кодекса Российской Федерации). В пункте 3 указанной статьи дублируются положения статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона О некоммерческих организациях, в соответствии с которыми коммерческие и некоммерческие организации имеют право создавать представительства и филиалы. Что касается вступления коммерческих и некоммерческих организаций в ассоциации и союзы, то такое право им предоставлено статьей 121 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 24 Федерального закона О некоммерческих организациях. В пункте 5 статьи 7 отсутствует предмет правового регулирования. Вопросы создания, передачи, использования научной и научно-технической продукции регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, а также Федеральными законами О поставках продукции для федеральных государственных нужд и О науке и государственной научно-технической политике.

Положение пункта 2 статьи 8 законопроекта относительно того, что одним из источников формирования финансовых ресурсов сельскохозяйственной научной организации являются ассигнования из бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимо доработать с учетом следующих замечаний. Вопросы формирования и расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации находятся в их ведении и решаются ими самостоятельно. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования, а также объемы бюджетных средств по этим направлениям (статья 4 Закона Российской Федерации Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления). В пункте 3 статьи 8 содержится отсылка к Федеральному закону О науке и государственной научно-технической политике. В этом нет необходимости, поскольку никаких особенностей финансирования указанным Законом не устанавливается. Кроме того, не вполне понятно, почему финансовые ресурсы негосударственных сельскохозяйственных научных организаций должны формироваться за счет государственных средств (ассигнований из бюджета), а не за счет средств учредителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 законопроекта государственное регулирование деятельности сельскохозяйственной научной организации обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление агропромышленным комплексом, и Российская академия сельскохозяйственных наук. Статьей 11 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственную власть осуществляют только органы государственной власти; следовательно, возложение функции по государственному регулированию на иные организации, в частности на Российскую академию сельскохозяйственных наук, неправомерно. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом О науке и государственной научно-технической политике Российская академия сельскохозяйственных наук является самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятельность на основании устава (статья 6). В связи с этим наделение ее федеральным законом дополнительными полномочиями неправомерно.

Главой III законопроекта предусматривается создание экспериментально-производственного предприятия, однако такая организационно-правовая форма не предусмотрена гражданским законодательством Российской Федерации.

Статьями 14 - 16 законопроекта предусматривается создание ассоциаций и союзов сельскохозяйственных научных организаций. Следует учесть, что указанные вопросы уже урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 121 - 123) и Федеральным законом О некоммерческих организациях (статья 11).

Пункты 2 и 3 статьи 16 законопроекта противоречат статье 121 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой ассоциации и союзы создаются на основе договора. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица и следовательно, не вправе входить в состав научно-производственной ассоциации на правах структурного подразделения. Кроме того, в соответствии со статьей 122 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.

Анализ законопроекта свидетельствует, что большинство его положений либо дублирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов О науке и государственной научно-технической политике и О некоммерческих организациях, либо вступает в противоречие с указанными законодательными актами. Вопросы, затронутые в законопроекте, уже в достаточной мере урегулированы законодательством Российской Федерации. На основании изложенного полагаем необходимым снять законопроект с дальнейшего рассмотрения.