Письмо Банка России от 28.03.1997 N 03-31/230

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28 марта 1997 г. N 03-31/230

 

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ УПРАВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕШНИМИ ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ,

УНАСЛЕДОВАННЫМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

 

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел представленный проект Федерального закона Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией и сообщает следующее.

Регулирование вопросов возврата государственного внешнего долга иностранными государствами Российской Федерации является предметом регулирования международных договоров Российской Федерации. Кроме этого, российским законодательством могут регулироваться вопросы погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, а не вопросы возврата государственного внешнего долга иностранными государствами Российской Федерации.

Внешние заимствования иностранных государств определяются как внешний долг только при утверждении его таковым в соответствии с национальным законодательством, и вопросы погашения государственного внешнего долга иностранных государств регулируются национальным законодательством соответствующих иностранных государств.

Кроме того, все вопросы, связанные с правом на государственные внешние финансовые активы Российской Федерации, в том числе и унаследованные от бывшего СССР, а также связанные с их использованием и возвратом, регулируются соглашениями на межгосударственном уровне или на основе норм международного права.

Считаем необходимым отметить, что в названии, преамбуле и в тексте законопроекта определено, что Российская Федерация является наследником внешних финансовых активов, однако Российская Федерация приобретает не право наследования, а является правопреемником Союза ССР.

Принципы, заложенные в представленном к рассмотрению проекте Федерального закона, предусматривают, в частности, что вопросы права, гарантии права, а также установления исключительного права Российской Федерации на внешние финансовые активы, определения порядка пользования и распоряжения ими, определения и раздела долей иностранных государств - участников внешних активов, прекращения права на внешние активы и т.д., должны регулироваться внутренним законодательством Российской Федерации. Такое одностороннее решение вопросов, затрагивающих суверенные права другого иностранного государства, не может быть, по нашему мнению, осуществлено на практике, противоречит нормам международного права, а также статье 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой установлено главенство правил международных договоров перед внутренним законодательством Российской Федерации.

В вопросах управления внешними активами Российской Федерации, создания и компетенции нового федерального органа исполнительной власти по управлению внешними финансовыми активами настоящий проект противоречит Конституции Российской Федерации (статья 110, статья 112, статья 114), в соответствии с которой осуществление исполнительной власти, предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и координация деятельности между ними, обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения, осуществление управления федеральной собственностью относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

В этой связи обращаем внимание, что статьей 112 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти представляются Президенту Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации О системе федеральных органов исполнительной власти от 14 августа 1996 года N 1176 установлено, что создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации, а положения о федеральных органах исполнительной власти утверждаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Также обращаем внимание на несоответствие некоторых статей представленного законопроекта Федеральному закону О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям от 26.12.94 N 76-ФЗ (статья 6), на основании которого действует единая система учета и регистрации государственных кредитов, предоставленных иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Порядок учета и регистрации государственных кредитов определяется Правительством Российской Федерации.

В то же время, несмотря на то, что объектом законопроекта являются внешние активы, унаследованные Российской Федерацией, его статьи рассматривают вопросы внешних активов, сложившихся по государственным кредитам Российской Федерации.

В статье 23 проекта, предусматривающей ответственность за нарушение закона, отсутствует разграничение между уголовной и административной ответственностью, не определены органы по рассмотрению дел о таких правонарушениях, особенности производства и исполнение постановлений о наложении взысканий.

В настоящее время органами, управляющими основной частью государственных внешних активов Российской Федерации (государственными внешними кредитами, определенной частью инвестиций, внешними долговыми обязательствами перед Российской Федерацией), являются Министерство финансов Российской Федерации и Банк России, что соответствует практике, существующей в большинстве иностранных государств. Полагаем нецелесообразным и невозможным передачу всех полномочий по управлению государственными внешними финансовыми активами одному вновь создаваемому федеральному органу исполнительной власти.

С учетом вышеизложенного и на основании части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации, запрещающей принятие законов и иных правовых актов, противоречащих ей, считаем целесообразным воздержаться от принятия представленного законопроекта Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией.

 

А.А.ХАНДРУЕВ