Письмо Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока от 23.09.1999 N 3.28-19/560

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА

И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 

ПИСЬМО

от 23 сентября 1999 г. N 3.28-19/560

 

Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока направляет замечания и предложения по проекту бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год, внесенному Правительством Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

Б.Г.МИСНИК

 

 

 

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О БЮДЖЕТЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2000 ГОД

 

Проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2000 год сбалансирован по доходам и расходам в сумме 307,9 млрд. руб. (по сравнению с 1999 годом увеличен на 59,2 млрд. руб. или 23,8%).

Доходная часть бюджета Фонда на 2000 год сформирована на основании действующих в 1999 году тарифов страховых взносов в Фонд.

Законопроектом устанавливается индексация государственных пенсий в 2000 году: с 1 февраля - в 1,12 раза, с 1 августа - в 1,06 раза, с 1 ноября - 0,10 раза, а в целом на 1,28 раза. При этом минимальный размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты определяется на 1 января 2000 года в сумме 318 руб. 44 коп., что составит 42% от прожиточного минимума пенсионера, а на 1 января 2001 г. - соответственно 351 руб. 61 коп. и 35,7%. Приведенные цифры свидетельствуют о проектируемом снижении жизненного уровня пенсионеров и о невыполнении Правительством Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 года О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров, предусматривающего, начиная с 1 января 1998 года, установление минимального размера пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты на уровне не менее 80% прожиточного минимума пенсионера.

На конец 2000 года ожидается прирост численности пенсионеров на 307,0 тыс. человек. Средний размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты должен составить на 1 января 2000 года - 548,1 руб., на 1 января 2000 года - 707,6 руб.

В расходной части бюджета Фонда предусмотрены 2,4 млн. руб. на выплату пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 года, устанавливающим возмещение Украине Российской Федерацией расходов на выплату части пенсии, которая соответствует продолжительности трудового стажа, выработанного гражданином, начиная с 1 января 1991 года, в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, а также на выплату пенсий лицам, которым на территории Российской Федерации была назначена пенсия в связи с работой на Крайнем Севере и переселившимся на территорию Украины.

Законопроектом устанавливается, что расходы на выплату пенсий, назначаемых по Закону Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации, в части, определяемой включением в трудовой стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в сумме 5,7 млрд. руб. в 2000 году осуществляются Фондом за счет средств страховых взносов, в то же время статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий и Федеральным законом от 28 октября 1998 года N 163-ФЗ О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета определено, что данные расходы финансируются за счет ассигнований из федерального бюджета.

В проекте Федерального закона О федеральном бюджете на 2000 год предлагается распространить на 2000 год статью 88 Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год о приостановлении действия на 2000 год Федерального закона О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета в части оплаты расходов по доставке всех трудовых пенсий за счет средств федерального бюджета, поэтому расходы по доставке трудовых пенсий и пособий в сумме 3,9 млрд. руб. планируется исполнить за счет средств страховых взносов.

Недофинансирование расходной части бюджета Фонда со стороны федерального бюджета приведет к перерасходу средств Фонда, образуемых за счет уплаты страховых взносов и невозможности направления их на повышение пенсионного обеспечения граждан. Так, расчет средств на выплату пенсий с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (далее - ИКП) составлен исходя из среднего ИКП с учетом стажа в размере 0,483 при его предельном размере - 0,525. В то же время, статьей 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий предельное значение ИКП установлено в размере 0,7. Применяемая в настоящее время схема назначения пенсий с учетом ИКП приводит к занижению размеров пенсий, обращению граждан с исками в суды, которые разрешают последние в пользу пенсионеров.

В затратах Фонда на 2000 год не учтены расходы (ориентировочно 2,0 млрд. руб.) по бесплатному проезду один раз в два года к месту отдыха пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляемому согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые фактически имеют место только после обращения граждан и прокуроров с исками в суды к отделениям Фонда.

На указанные нарушения законодательства Пенсионным Фондом Российской Федерации обращено внимание Государственной Думы в письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 1-ГП-82-99 от 23 августа 1999 года.

При таких обстоятельствах проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации должен быть пересмотрен.

Учитывая изложенное, Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока не может рекомендовать представленный проект бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2000 год к принятию.

 

Председатель Комитета

Б.Г.МИСНИК