ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА
И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
ПИСЬМО
от 23 сентября 1999
г. N 3.28-19/560
Комитет по
проблемам Севера и Дальнего Востока направляет замечания и предложения по
проекту бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год, внесенному
Правительством Российской Федерации.
Председатель
Комитета
Б.Г.МИСНИК
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О БЮДЖЕТЕ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2000 ГОД
Проект бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2000 год сбалансирован
по доходам и расходам в сумме 307,9 млрд. руб. (по сравнению с 1999 годом
увеличен на 59,2 млрд. руб. или 23,8%).
Доходная часть
бюджета Фонда на 2000 год сформирована на основании действующих в 1999 году
тарифов страховых взносов в Фонд.
Законопроектом
устанавливается индексация государственных пенсий в 2000 году: с 1 февраля - в
1,12 раза, с 1 августа - в 1,06 раза, с 1 ноября - 0,10 раза, а в целом на 1,28 раза. При этом минимальный размер пенсии по старости
с учетом компенсационной выплаты определяется на 1 января 2000 года в сумме 318
руб. 44 коп., что составит 42% от прожиточного минимума пенсионера, а на 1
января 2001 г. - соответственно 351 руб. 61 коп. и 35,7%. Приведенные цифры свидетельствуют о проектируемом
снижении жизненного уровня пенсионеров и о невыполнении Правительством
Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 года
О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров,
предусматривающего, начиная с 1 января 1998 года, установление минимального
размера пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты на уровне не менее
80% прожиточного минимума пенсионера.
На конец 2000 года ожидается прирост численности пенсионеров на 307,0 тыс.
человек. Средний размер пенсии по старости с учетом компенсационной выплаты
должен составить на 1 января 2000 года - 548,1 руб., на 1 января 2000 года -
707,6 руб.
В расходной
части бюджета Фонда предусмотрены 2,4 млн. руб. на выплату пенсий в
соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации
и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах
Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в
области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 года, устанавливающим
возмещение Украине Российской Федерацией расходов на выплату части пенсии, которая соответствует продолжительности трудового
стажа, выработанного гражданином, начиная с 1 января 1991 года, в районах
Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, а также на выплату пенсий
лицам, которым на территории Российской Федерации была назначена пенсия в связи
с работой на Крайнем Севере и переселившимся на территорию Украины.
Законопроектом
устанавливается, что расходы на выплату пенсий, назначаемых по Закону
Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской
Федерации, в части, определяемой включением в трудовой стаж периодов, не
связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в
сумме 5,7 млрд. руб. в 2000 году осуществляются Фондом за счет средств
страховых взносов, в то же время статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ О порядке
исчисления и увеличения государственных пенсий и Федеральным законом от
28 октября 1998 года N 163-ФЗ О порядке финансирования государственных
пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется
за счет средств федерального бюджета определено, что данные расходы
финансируются за счет ассигнований из федерального бюджета.
В проекте
Федерального закона О федеральном бюджете на 2000 год предлагается
распространить на 2000 год статью 88 Федерального закона О федеральном
бюджете на 1999 год о приостановлении действия на 2000 год Федерального
закона О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых
по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств
федерального бюджета в части оплаты расходов по доставке всех трудовых
пенсий за счет средств федерального бюджета,
поэтому расходы по доставке трудовых пенсий и пособий в сумме 3,9 млрд. руб.
планируется исполнить за счет средств страховых
взносов.
Недофинансирование
расходной части бюджета Фонда со стороны федерального бюджета приведет к
перерасходу средств Фонда, образуемых за счет уплаты страховых взносов и
невозможности направления их на повышение пенсионного обеспечения граждан. Так,
расчет средств на выплату пенсий с учетом индивидуального коэффициента
пенсионера (далее - ИКП) составлен исходя из среднего ИКП с учетом стажа в
размере 0,483 при его предельном размере - 0,525. В то же время, статьей 4
Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ О порядке исчисления и
увеличения государственных пенсий предельное значение ИКП установлено в
размере 0,7. Применяемая в настоящее время схема назначения пенсий с учетом ИКП
приводит к занижению размеров пенсий, обращению граждан с исками в суды,
которые разрешают последние в пользу пенсионеров.
В затратах
Фонда на 2000 год не учтены расходы (ориентировочно 2,0 млрд. руб.) по
бесплатному проезду один раз в два года к месту отдыха пенсионеров, проживающих
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляемому
согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1
О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые фактически имеют
место только после обращения граждан и прокуроров с исками в суды к отделениям
Фонда.
На указанные
нарушения законодательства Пенсионным Фондом Российской Федерации обращено
внимание Государственной Думы в письме Генеральной прокуратуры Российской
Федерации N 1-ГП-82-99 от 23 августа 1999 года.
При таких
обстоятельствах проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации должен
быть пересмотрен.
Учитывая изложенное, Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока
не может рекомендовать представленный проект бюджета Пенсионного Фонда
Российской Федерации на 2000 год к принятию.
Председатель
Комитета
Б.Г.МИСНИК