Письмо Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе от 30.09.1999 N 3.1-1116

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

И СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЕ

 

ПИСЬМО

от 30 сентября 1999 г. N 3.1-1116

 

В Комитете Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе рассмотрен проект Федерального закона О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (в части детализации и унификации статей расходов бюджетов на финансирование осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления), внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Бабичевым, А.С. Котковым, А.Н. Мальцевым, Л.В. Олейник и А.А. Поляковым.

Законопроектом предусмотрено наделение судов общей юрисдикции полномочиями по даче заключений по вопросу о признании несоответствия деятельности и решений органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

Следует отметить, что 16 июня 1998 года Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление по делу о толковании отдельных положений ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации. В этом акте Суд в том числе установил, что не исключается возможность осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 (п. п. а и б части 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд указал, что такими полномочиями суды могут быть наделены только посредством принятия федерального конституционного закона. Такой акт был внесен в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации и будет подготовлен к рассмотрению во втором чтении в октябре 1999 года.

Названное решение Конституционного Суда прямо не распространяется на акты органов местного самоуправления. Но в данном случае допустим аналогичный подход к вопросу о проверке актов органов местного самоуправления. В этой связи в готовящийся Комитетом ко второму чтению проект федерального конституционного закона включены также положения о проверке судами общей юрисдикции нормативных правовых актов, принятых (изданных) органами местного самоуправления и должностными лицами указанных органов на предмет соответствия федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Необходимо также отметить, что, по всей видимости, принятие Конституционным Судом решения по отдельному вопросу не должно ставить под сомнение действующую структуру гражданского процессуального законодательства, в соответствии с которым общие положения о полномочиях судов общей юрисдикции установлены в Федеральном конституционном законе О судебной системе Российской Федерации (ст. ст. 19 - 21), а их конкретизация обеспечивается Гражданским процессуальным кодексом. В связи с этим, видимо, было бы неправильным придавать всем гражданские процессуальным нормам о полномочиях судов статуса федеральных конституционных законов. Достаточно имеющихся отсылочных норм в Федеральном конституционном законе О судебной системе Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным представляется возможным рассмотрение Государственной Думой проекта Федерального закона О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, внесенного депутатами Государственной Думы И.В. Бабичевым, А.С. Котковым, А.Н. Мальцевым, Л.В. Олейник и А.А. Поляковым.

 

Председатель Комитета

А.И.ЛУКЬЯНОВ