ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 апреля 1997
г. N Пр-592
В соответствии с
частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый
Государственной Думой, считающийся одобренным Советом Федерации и направленный
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный
закон О материальной ответственности военнослужащих по следующим
основаниям.
1. В соответствии с
частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен
своего имущества иначе как по решению суда. Частью 2 статьи 55 Конституции
Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации не должны
издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина.
Федеральный закон
О материальной ответственности военнослужащих устанавливает
внесудебный порядок удержаний из денежного довольствия военнослужащих, чем
нарушаются требования вышеназванных статей Конституции Российской Федерации.
2. В соответствии
со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом.
Статья 5 названного
Федерального закона устанавливает, что военнослужащие несут материальную
ответственность в полном размере ущерба, когда ущерб причинен в результате
дорожно-транспортного происшествия, совершенного по вине военнослужащего.
Согласно же
статье 121 Кодекса законов о труде Российской Федерации и статье 10 Положения о
материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный
предприятию, учреждению, организации, утвержденного Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г., полной материальной ответственности
работников гражданских организаций за ущерб, причиненный в результате
дорожно-транспортного происшествия, не установлено. Следовательно, устанавливается неравенство перед законом двух
категорий граждан Российской Федерации.
Таким образом,
статья 5 Федерального закона в части, касающейся привлечения военнослужащих к
материальной ответственности за ущерб, причиненный в результате
дорожно-транспортного происшествия, противоречит требованиям статьи 19
Конституции Российской Федерации.
3. Статьями 6 и 7
Федерального закона устанавливается повышенная материальная ответственность
военнослужащих, то есть в размерах, превышающих размеры реального ущерба,
причиненного государству в результате хищения, утраты, порчи, недостачи,
незаконного расходования либо перечисления отдельных видов имущества, денежных
средств, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Однако по своему
содержанию материальная ответственность носит исключительно возместительный
характер и в отличие от административной, уголовной и гражданско-правовой
ответственности не содержит штрафных санкций материального характера,
устанавливаемых статьями 6 и 7 Федерального закона О материальной
ответственности военнослужащих.
На основании
изложенного статьи 6 и 7 Федерального закона противоречат действующему
законодательству.
4. Устанавливаемое
статьей 12 Федерального закона О материальной ответственности
военнослужащих возмещение затрат при досрочном увольнении военнослужащего
с военной службы (отчислении курсанта из военного образовательного учреждения
профессионального образования) не относится к предмету регулирования названного
Федерального закона. Ввиду отсутствия двух из основных условий материальной
ответственности - реального ущерба и противоправности действий - такое
возмещение затрат не может являться материальной ответственностью, кроме того,
по смыслу оно не требует проведения служебного расследования и нуждается в
выработке самостоятельного механизма его осуществления.
Основанием для
включения статьи 12 в Федеральный закон послужили отсылочные нормы пункта 5
статьи 31 и пункта 3 статьи 49 Закона Российской Федерации О воинской
обязанности и военной службе. Однако из проекта Федерального закона
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О
воинской обязанности и военной службе, излагающего Закон в новой
редакции, эти нормы исключены по вышеназванным основаниям. В настоящее время
указанный проект федерального закона выносится на рассмотрение Государственной
Думы во втором чтении. Нормы о возмещении затрат при досрочном увольнении
военнослужащего с военной службы (отчислении курсанта из военного
образовательного учреждения профессионального образования) должны быть
закреплены в статьях Закона Российской Федерации О статусе
военнослужащих, устанавливающих соответствующие виды выплат
военнослужащим.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН