Письмо Банка России от 11.10.1999 N 01-31/1033

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 октября 1999 г. N 01-31/1033

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГАРАНТИРОВАНИИ

ВКЛАДОВ ГРАЖДАН В БАНКАХ

 

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 29 сентября 1999 г. принят Федеральный закон О гарантировании вкладов граждан в банках. Банк России, рассмотрев данный Федеральный закон, считает необходимым довести до сведения замечания Банка России, не учтенные Государственной Думой при работе над названным законопроектом.

1. В соответствии со ст. 20 проекта денежные средства Корпорации хранятся на расчетном счете, открытом в Банке России, за исключением случаев, предусмотренных рассматриваемым законопроектом. В ст. 25 проекта закреплен исчерпывающий перечень способов размещения средств Корпорации. Однако ч. 2 ст. 25 устанавливает запрет только на размещение средств Корпорации в кредитных организациях, находящихся на территории Российской Федерации. Следовательно, законодатель не запрещает размещать денежные средства в кредитных организациях, находящихся за рубежом, независимо от степени рискованности данных инвестиций, что, на наш взгляд, нецелесообразно в сложной экономической ситуации в стране, в условиях затянувшегося бюджетного дефицита, внутренней и внешней задолженности и нехватки инвестиционных ресурсов, необходимых для решения многочисленных текущих проблем.

В этой связи считаем необходимым ч. 2 ст. 25 исключить.

2. Обращаем внимание на ч. 1 ст. 25 проекта, поскольку норма, предоставляющая право Банку России осуществлять выпуск ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом О внесении дополнений в Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и Федеральный закон О рынке ценных бумаг, действует по 31 декабря 1999 г.

3. Часть 3 ст. 31 необходимо привести в соответствие со ст. ст. 30 и 36 проекта, так как члены правления Корпорации назначаются на должность наблюдательным советом, а президент Корпорации - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

4. На наш взгляд, требует изменения ст. 50, которая устанавливает порядок формирования резерва Корпорации путем перечисления Правительством Российской Федерации и Банком России первоначального и ежегодных взносов в течение пяти первых лет деятельности Корпорации. В частности, необходимо определить, за счет каких средств Банк России будет осуществлять названные перечисления. Статьей 26 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) закреплен порядок распределения прибыли Банка России. Учитывая, что согласно ч. 2 ст. 3 названного федерального закона получение прибыли не является целью деятельности Банка России, закрепление данного механизма формирования резерва Корпорации может привести к ситуации, когда он не будет сформирован в объеме, установленном законопроектом.

Кроме того, Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) уже предусмотрено обязательное отчисление 50 процентов прибыли Банка России в федеральный бюджет.

При внесении изменений в проект с учетом данного замечания необходимо внести соответствующие изменения также в ст. 24 проекта.

5. Следует внести изменения в Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в части дополнения перечня органов, обладающих правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании банка, состоящего (состоявшего) на учете в Корпорации, несостоятельным (банкротом) и участия в процедурах банкротства.

 

В.В.ГЕРАЩЕНКО