Письмо Банка России от 11.10.1999 N 01-31/1031

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11 октября 1999 г. N 01-31/1031

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ЗОНАХ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ

 

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел Федеральный закон Об особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (далее - Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и переданный на рассмотрение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. ст. 1 и 7 Закона предпринимательскую деятельность в особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, что делает невозможным осуществление банковских операций филиалами кредитных организаций, не являющимися по статусу юридическими лицами и головные организации которых расположены за пределами указанных зон. На наш взгляд, данное положение противоречит п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 15 Закона предусмотрено введение льготы по обязательной продаже иностранной валюты, полученной от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), произведенных в зонах БАМа организациями с иностранными инвестициями. При рассмотрении данной нормы Закона следует иметь в виду следующее.

Внутренний валютный рынок России испытывает дефицит предложения иностранной валюты. Постоянное превышение величины спроса на иностранную валюту над величиной предложения приводит к понижению курса рубля и необходимости использовать золотовалютные резервы Банка России для проведения валютных интервенций. Основной составляющей в структуре предложения на внутреннем валютном рынке является экспортная валютная выручка, подлежащая обязательной продаже. Однако эффект от применения механизма обязательной продажи значительно снижен из-за действующих в настоящее время льгот по обязательной продаже иностранной валюты.

Предоставляемая Законом льгота по обязательной продаже иностранной валюты не ограничена сроком действия или фактом осуществления того или иного инвестиционного проекта, в целях реализации которого она предоставляется, не зафиксирована конкретная сумма в иностранной валюте, на которую распространяется указанная льгота. Такие условия предоставления льготы, не увеличивая инвестиционный потенциал зон БАМа, могут создать дополнительные возможности для утечки капитала за рубеж.

В связи с вышеизложенным в целях поддержания стабильности курса рубля и ограничения возможностей утечки капитала за рубеж считаем нецелесообразным введение вышеупомянутой льготы по обязательной продаже иностранной валюты.

 

В.В.ГЕРАЩЕНКО