ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 октября 1999
г. N 01-31/1031
О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ЗОНАХ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ
Центральный банк
Российской Федерации рассмотрел Федеральный закон Об особых экономических
зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (далее - Закон),
принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и
переданный на рассмотрение Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. ст. 1 и 7 Закона предпринимательскую деятельность в особых экономических
зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали вправе осуществлять только
юридические лица и индивидуальные предприниматели, что делает невозможным
осуществление банковских операций филиалами кредитных организаций, не
являющимися по статусу юридическими лицами и головные организации которых
расположены за пределами указанных зон. На наш взгляд, данное положение
противоречит п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, согласно которой в
Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка
конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статьей 15 Закона
предусмотрено введение льготы по обязательной продаже иностранной валюты,
полученной от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности), произведенных в зонах БАМа организациями с иностранными
инвестициями. При рассмотрении данной нормы Закона следует иметь в виду следующее.
Внутренний валютный
рынок России испытывает дефицит предложения иностранной валюты. Постоянное
превышение величины спроса на иностранную валюту над величиной предложения
приводит к понижению курса рубля и необходимости использовать золотовалютные
резервы Банка России для проведения валютных интервенций. Основной составляющей
в структуре предложения на внутреннем валютном рынке является экспортная
валютная выручка, подлежащая обязательной продаже. Однако эффект от применения
механизма обязательной продажи значительно снижен из-за действующих в настоящее
время льгот по обязательной продаже иностранной валюты.
Предоставляемая
Законом льгота по обязательной продаже иностранной валюты не ограничена сроком
действия или фактом осуществления того или иного инвестиционного проекта, в
целях реализации которого она предоставляется, не зафиксирована конкретная
сумма в иностранной валюте, на которую распространяется указанная льгота. Такие
условия предоставления льготы, не увеличивая инвестиционный потенциал зон БАМа,
могут создать дополнительные возможности для утечки капитала за рубеж.
В связи с вышеизложенным в целях поддержания стабильности курса рубля
и ограничения возможностей утечки капитала за рубеж считаем нецелесообразным
введение вышеупомянутой льготы по обязательной продаже иностранной валюты.
В.В.ГЕРАЩЕНКО