Письмо Президента РФ от 14.10.1999 N Пр-1327

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 октября 1999 г. N Пр-1327

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально - сырьевой базы, принятый Государственной Думой в первом чтении 15 сентября 1999 г.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ

 

Проект Федерального закона О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально - сырьевой базы (далее именуется - проект) не соответствует Конституции Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации, федеральным законам, а также имеет много технико - юридических погрешностей.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. В проекте перечисляются виды работ, финансирование которых осуществляется за счет средств соответствующего федерального целевого бюджетного фонда, то есть указываются расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Правительство Российской Федерации вместо заключения на проект представило лишь официальный отзыв. Таким образом, проект был внесен в Государственную Думу с нарушением требований Конституции Российской Федерации.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации бюджеты субъектов Российской Федерации и региональные (территориальные) программы не отнесены к предмету ведения Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с этим в соответствии с частью 4 статьи 73 Конституции Российской Федерации в названных сферах субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Проект в части регулирования вопросов, касающихся бюджетов субъектов Российской Федерации и региональных (территориальных) программ, противоречит Конституции Российской Федерации.

Статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет принцип самостоятельности бюджетов. Однако в проекте предусматривается необходимость создания в составе бюджетов субъектов Российской Федерации территориальных целевых бюджетных фондов воспроизводства минерально - сырьевой базы, а также порядок формирования и использования их средств (статьи 1, 3, 4, 7, 8, 10 - 13 проекта). Данные положения проекта, вторгающиеся в сферу ведения субъектов Российской Федерации, недопустимы.

В статье 78 Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год определяются источники формирования доходов и указываются цели, на которые направляются средства Федерального фонда воспроизводства минерально - сырьевой базы. В статьях 4, 6 и 8 проекта определяются источники формирования и расходы Федерального целевого бюджетного фонда воспроизводства минерально - сырьевой базы по иному. В связи с этим проект не может вступить в силу в порядке, предусмотренном статьей 14 проекта.

В проекте говорится о государственных - федеральном и территориальных - целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально - сырьевой базы. Вместе с тем в Бюджетном кодексе Российской Федерации при упоминании о федеральных и территориальных целевых бюджетных фондах слово государственный не применяется. В Федеральном законе О федеральном бюджете на 1999 год говорится о Федеральном фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы. Таким образом, проект не согласуется в данной части с требованиями названных законодательных актов.

В проекте, и в частности в его статьях 1 и 2, регулируются вопросы, касающиеся государственных программ. При этом игнорируется то обстоятельство, что согласно статье 13 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации Правительство Российской Федерации формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию. В свою очередь, статьей 2 Федерального закона О поставках продукции для федеральных государственных нужд организация разработки федеральных целевых программ возложена на федеральные органы исполнительной власти, причем порядок их разработки и реализации должен определяться Правительством Российской Федерации. Что касается региональных целевых программ, то предусматривается самостоятельность решения соответствующих вопросов органами государственной власти субъектов Российской Федерации при условии соблюдения требований только названного Федерального закона. Проект неправомерно регулирует вопросы, входящие в компетенцию Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также следует подчеркнуть, что проект в данной части регулирует вопросы, составляющие предмет регулирования других законов.

Определения целевых бюджетных фондов, данные в статье 1 проекта, не согласуются со статьей 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где определено понятие целевого бюджетного фонда.

Необходимо отметить, что возможность образования целевых бюджетных фондов предусматривается не указанными в статье 3 проекта законодательными актами, а Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 4 проекта не согласуется со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом О бюджетной классификации Российской Федерации, где виды доходов, поступающих в федеральный бюджет, определяются по-иному. Кроме того, указанная статья проекта противоречит пункту 2 статьи 21 Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды, в соответствии с которым суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и суммы штрафов за экологические правонарушения должны поступать в государственные экологические фонды.

Вопросы, касающиеся отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, регулируются статьей 44 Закона Российской Федерации О недрах. Статья 5 проекта по существу лишь дублирует указанную норму.

Статьи 6 и 7 проекта противоречат статье 54 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где указывается, что доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В этой связи особо необходимо указать на неправомерность положений, устанавливающих конкретные цифры распределения средств между целевыми бюджетными фондами.

Статьей 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается, что средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. В статье 8 проекта предусматривается использование средств не только на воспроизводство минерально - сырьевой базы, но и на строительство, ремонт и реконструкцию объектов социальной сферы, государственное управление и иные цели, не соответствующие назначению названных фондов. Закрепление нецелевого использования средств представляется неслучайным, поскольку в проекте отсутствует норма, определяющая назначение фондов, и дается ненадлежащее определение понятию воспроизводство минерально - сырьевой базы, под которым понимается не восполнение запасов полезных ископаемых, извлекаемых из недр, и формирование государственного резерва месторождений полезных ископаемых, а реализация государственных программ, в которые могут быть включены мероприятия социального и иного характера, хотя и связанные с воспроизводством минерально - сырьевой базы, но не имеющие к ней непосредственного отношения.

В статье 9 проекта затрагиваются вопросы, составляющие предмет регулирования других федеральных законов. Так, вопросы собственности на имущество регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а вопросы собственности на геологическую информацию урегулированы статьей 27 Закона Российской Федерации О недрах.

Статьи 10 - 12 проекта регулируют нормы, касающиеся принятия бюджетов соответствующих целевых бюджетных фондов и управления их средствами, а также вопросы контроля за использованием их средств. Вместе с тем игнорируются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают образование целевых бюджетных фондов только в составе бюджетов, поэтому говорить о принятии бюджетов целевых бюджетных фондов и управлении их средствами абсурдно. Что касается вопросов контроля, то они урегулированы статьями 265 - 273 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья 13 проекта устанавливает отношения, являющиеся предметом регулирования Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации. В статьях 106 - 136 Налогового кодекса Российской Федерации уже урегулированы вопросы ответственности за налоговые правонарушения, а в статьях 281 - 306 Бюджетного кодекса Российской Федерации - вопросы ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.