Письмо Президента РФ от 15.10.1999 N Пр-1344

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 октября 1999 г. N Пр-1344

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации, принятый Государственной Думой в первом чтении 15 сентября 1999 г.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ

СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Проект Федерального закона О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации (далее именуется - законопроект) не имеет достаточно продуманной концепции правового регулирования государственной поддержки судостроительной промышленности, отдельные его положения не соответствуют некоторым законодательным актам Российской Федерации.

Оказание государственной поддержки российскому судостроению и разработка соответствующей законодательной базы являются важнейшими направлениями деятельности по созданию экономически выгодных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в судостроительную промышленность Российской Федерации. Однако принятие федеральных законов, касающихся поддержи отдельных отраслей промышленности, представляется нецелесообразным, так как государственная поддержка той или иной отрасли может осуществляться Правительством Российской Федерации, которое при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год может предусмотреть для этого определенные средства. Государственная поддержка российского судостроения может также осуществляться путем внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации.

Таким образом, законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования, что подтверждается анализом его текста.

Понятийный аппарат не позволяет в полном объеме определить правоотношения, регулируемые этим законопроектом. Так, в понятие судостроительная промышленность (статья 1) включены организации, строящие корабли и создающие вооружение. Однако при определении целей государственной поддержки судостроительной промышленности указанные виды судостроительной продукции не обозначены. Неодинаково определены в законопроекте виды деятельности организаций судостроительной промышленности (статья 1). В одних случаях предусматривается такой вид деятельности, как утилизация судов, в других - этот вид деятельности не предусмотрен.

В законопроекте не соблюдена терминология, предусмотренная Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, согласно статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, но не юридическое лицо, как предусмотрено в законопроекте.

При определении в статье 7 законопроекта порядка предоставления организациям судостроительной промышленности государственных гарантий как способа обеспечения их гражданско-правовых обязательств не учтен порядок предоставления этих гарантий, определенный статьями 115, 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При определении в законопроекте размеров государственных гарантий, предоставляемых организациям судостроительной промышленности, не учтено, что верхний предел суммы государственных гарантий, а также конкретные суммы, выдаваемые определенному юридическому лицу, устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Кроме того, при предоставлении Правительству Российской Федерации права выступать от имени государства гарантом выполнения организациями судостроительной промышленности своих гражданско-правовых обязательств в указанной статье законопроекта допущена тавтология нормы статьи 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой уже определено, что государственные гарантии Российской Федерации предоставляются в установленном порядке Правительством Российской Федерации.

Нормы статьи 7 законопроекта, предусматривающей порядок предоставления организациям судостроительной промышленности субсидий на строительство судов, необходимо привести в соответствие с нормами статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При введении в статьях 6, 7, 9 и 11 законопроекта налоговых и иных льгот судостроительной промышленности не учтены положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации О таможенном тарифе.

Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В соответствии со статьей 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации отмена или изменение налогов возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Следовательно, иными федеральными законами, к каковым будет относиться законопроект после принятия его в установленном порядке, правоотношения в области введения льготного порядка налогообложения устанавливаться не должны.

При включении в законопроект норм (статьи 7 и 9), предусматривающих новые виды расходов федерального бюджета, необходимо согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации определить источники и порядок их финансирования. При этом должна быть исключена возможность увеличения дефицита федерального бюджета.

В статье 9 законопроекта, предусматривающей право организаций судостроительной промышленности производить зачет налоговых обязательств перед соответствующим бюджетом (включая штрафы и пени за просрочку налоговых платежей) в счет финансовых обязательств соответствующего бюджета перед этими организациями, не учтено, что согласно статьям 39 - 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов исключительно в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия согласно статье 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения организации судостроительной промышленности. Следовательно, указанные нормы введены в статью 9 законопроекта неправомерно.

При введении законопроектом (статья 7) тарифных льгот для организаций судостроительной промышленности на отдельные вилы продукции, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации, не учтено, что эти льготы устанавливаются в соответствии с Законом Российской Федерации О таможенном тарифе и не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 - 37 этого Закона. При этом тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 10 законопроекта, регулирующем правоотношения в области приватизации организаций судостроительной промышленности, не учтены некоторые положения Федерального закона О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации. Так, статьей 4 этого Федерального закона предусмотрено, что порядок приватизации государственного имущества, включая имущество организаций судостроительной промышленности, определяется в соответствии с федеральным законом о государственной программе приватизации в Российской Федерации, а не иным федеральным отраслевым законом. В этой программе должна быть также предусмотрена классификация государственного имущества, включая и имущество, приватизация которого запрещена.

В пункте 2 статьи 10 законопроекта, предусматривающем право федеральных органов исполнительной власти проводить дополнительную эмиссию акций с тем, чтобы контрольный пакет акций мог перейти в государственную собственность, не соблюдены нормы Федерального закона Об акционерных обществах. Так, в статье 48 названного Федерального закона общее собрание акционеров наделяется правом определения предельного размера объявленных акций и решения вопроса о дроблении и консолидации акций. Полагаем, что указанная норма законопроекта неправомерна.

Учитывая изложенное, представляется нецелесообразным продолжение работы над законопроектом.