Письмо Комитета СФ ФС РФ по вопросам безопасности и обороны от 18.10.1999 N 3.2-20/628

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ

БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ

 

ПИСЬМО

от 18 октября 1999 г. N 3.2-20/628

 

В аппарате Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны изучен проект федерального закона О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса Байконур (далее - Соглашение).

Изучение показало, что вышеназванное Соглашение, на наш взгляд, не может быть ратифицировано по следующим основаниям.

Данным Соглашением определены вопросы юрисдикции правоохранительных органов, в том числе и судов, Российской Федерации на территории Казахстана, при этом некоторые его положения (в частности, касающиеся взаимодействия правоохранительных органов в области оперативно - разыскной, уголовно - процессуальной деятельности) устанавливают иные правила, чем предусмотрены российским законодательством и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, а также регулируют некоторые вопросы, связанные с основными правами и свободами человека.

Между тем, исходя из принципов международного права, соглашение заключается, как правило, теми государственными органами, к компетенции которых относится решение указанных в соглашении вопросов, либо специально уполномоченными от лица государства заключить такое соглашение. Этот принцип закреплен и в Федеральном законе О международных договорах Российской Федерации (ст. 13), в соответствии с которым Правительство Российской Федерации вправе заключать международное соглашение лишь по вопросам, отнесенным к ведению Правительства. Вопросы установления юрисдикции судов Российской Федерации относятся к компетенции органов законодательной и судебной власти Российской Федерации. Поэтому представляется, что этот вопрос может быть решен в межгосударственном, а не в межправительственном соглашении. В связи с этим вызывает сомнение правомочность Правительств России и Казахстана заключать соглашения по вышеперечисленным вопросам.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что между Российской Федерацией и Казахстаном в настоящее время действует международное соглашение о статусе воинских формирований, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключенное в г. Москве 20 января 1995 года. В нем вопросы юрисдикции определены иначе, чем в рассматриваемом Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса Байконур. В частности, согласно названному межгосударственному соглашению от 20 января 1995 года юрисдикция правоохранительных органов Российской Федерации не распространяется на граждан Казахстана. Согласно статье 12 данного Соглашения Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию:

- в местах дислокации российских воинских формирований, за исключением преступлений, совершенных гражданами Республики Казахстан и общеуголовных преступлений против граждан Республики Казахстан;

- вне мест дислокации российских воинских формирований - в случаях совершения лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, воинских преступлений и правонарушений, совершенных в связи с исполнением обязанностей военной службы.

При рассмотрении дел, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации, применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее компетентные органы.

В иных случаях осуществляется юрисдикция Республики Казахстан, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы.

В то же время, в статье 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса Байконур юрисдикция Российской Федерации в отношении правонарушений, совершенных на территории комплекса Байконур, определена иначе.

В соответствии с данной нормой дела и материалы о правонарушениях, совершенных на территории комплекса Байконур, рассматриваются правоохранительными органами Российской Федерации, за исключением преступлений, совершенных на территории комплекса Байконур гражданами Республики Казахстан против Республики Казахстан, ее физических и юридических лиц. В этих случаях правоохранительные органы Российской Федерации после проведения неотложных действий передают материалы и соответствующих лиц правоохранительным органам Республики Казахстан.

Вследствие вышеназванных противоречий сложилась неоднозначная практика применения указанных международных правовых актов при рассмотрении уголовных дел. В последнее время правоохранительные органы Российской Федерации при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных российскими гражданами в группе с гражданами Республики Казахстан, вынуждены выделять материалы уголовных дел в отношении последних и направлять компетентным органам Республики Казахстан. В последующем такие дела нередко прекращаются. Подобные решения казахстанские правоохранительные органы обосновывают отсутствием доказательств вины обвиняемых, так как процессуальные правила собирания доказательств, установленные Уголовно - процессуальным кодексом РСФСР, отличаются от правил, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Кроме того, в соответствии со ст.8 Соглашения по взаимной договоренности правоохранительные органы Российской Федерации и правоохранительные органы Республики Казахстан могут создавать совместные оперативно - следственные группы (бригады) для расследования отдельных преступлений. При этом указывается, что применяться должно уголовно - процессуальное законодательство государства, в производстве правоохранительных органов которого находится конкретное уголовное дело. Вместе с тем не урегулирован вопрос, будут ли доказательства, добытые такими группами, допустимыми в соответствии с УПК РСФСР в случае выделения из указанных дел материалов для привлечения к уголовной ответственности граждан Республики Казахстан.

Подобная неопределенность сохраняется и в части применения ст. 9 Соглашения. В ней говорится, что правоохранительные органы договаривающихся сторон будут проводить неотложные следственные и иные действия до прибытия представителей правоохранительных органов другой стороны, которой будут передаваться все относящиеся к делу материалы и вещественные доказательства. Однако вопрос, в соответствии с каким уголовно - процессуальным законом производить указанные действия, не разрешен. В настоящее время в российском уголовном судопроизводстве оценка доказательств, полученных из других государств, производится исключительно в соответствии с нормами уголовно - процессуального законодательства России.

С нашей точки зрения, межправительственное соглашение не должно противоречить межгосударственному и такое изменение юрисдикции Российской Федерации может быть произведено только путем заключения соответствующего межгосударственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

 

Председатель Комитета

А.И.РЯБОВ