Письмо Банка России от 19.10.1999 N 02-31/1049

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 октября 1999 г. N 02-31/1049

 

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ

РАСЧЕТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел проект Федерального закона О наличных денежных расчетах в Российской Федерации (далее - проект), внесенный членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Л. Катанандовым, и сообщает следующее.

1. Банк России в соответствии со статьей 1 проекта предлагается наделить полномочиями по установлению порядка и условий налично-денежных расчетов в Российской Федерации.

Вместе с тем, полномочия Банка России по установлению правил осуществления расчетов в Российской Федерации, эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации, а также по определению порядка ведения кассовых операций уже предусмотрены пунктами 2 и 4 статьи 4 и частью 1 статьи 29 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (часть 1 статьи 6 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)).

Реализуя свои законные полномочия по установлению правил осуществления расчетов в Российской Федерации, эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации и по определению порядка ведения кассовых операций, Банк России принял Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, Положения О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации N 56 от 25.03.1997 и О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации N 14-П от 05.01.1998, а также Указание Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами N 375-У от 07.10.1998.

Учитывая изложенное, полагаем излишним дублирование в проекте норм, уже закрепленных в Федеральном законе О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

2. Во втором предложении статьи 2 проекта содержится норма, предусматривающая право юридических лиц иметь только один расчетный (текущий) счет в кредитной организации.

Часть 3 статьи 30 Федерального закона О банках и банковской деятельности допускает возможность открытия в кредитных организациях юридическим лицам необходимого количества счетов, если иное не установлено федеральным законом.

Установление ограничений количества расчетных (текущих) счетов юридических лиц, отрываемых в кредитных организациях, признавалось ранее неоднократно экономически нецелесообразным, а также противоречащим мерам, направленным на то, чтобы расчеты между юридическими лицами производились преимущественно в безналичном порядке.

Статьей 861 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что безналичные расчеты производятся через кредитные организации, в которых открываются соответствующие счета. При этом ограничение количества расчетных (текущих) счетов юридических лиц не будет способствовать развитию безналичных форм расчетов между юридическими лицами, снизит оборачиваемость денежных средств и может привести к увеличению объема расчетов в налично-денежной форме.

Кроме этого, введение в действие предлагаемой в проекте нормы существенным образом ухудшит положение многофилиальных юридических лиц, поскольку их филиалы будут лишены возможности иметь собственный банковский счет по месту своего нахождения, что будет препятствовать их нормальной хозяйственной деятельности. Ограничение количества расчетных (текущих) счетов юридических лиц значительно увеличит риск банкротства юридических лиц в случае неудовлетворительного финансового положения обслуживающих их кредитных организаций.

3. В статье 5 проекта предлагается возложить на учреждения Банка России осуществление функции контроля за соблюдением юридическими лицами порядка и условий работы с наличными деньгами.

Банк России в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) выполняет функцию надзора за деятельностью кредитных организаций. Названная функция реализуется Банком России посредством осуществления постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов банка России и имеет целью поддержание стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

Учитывая изложенное, полагаем нецелесообразным возлагать на Банк России функцию контроля за соблюдением порядка и условий работы с наличными деньгами юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями.

4. Кроме этого, в статье 6 проекта частично дублируются положения пункта 9 Указа Президента Российской Федерации Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей N 1006 от 23.05.1994.

Принимая во внимание все вышеизложенное, считаем нецелесообразным принятие проекта Федерального закона О наличных денежных расчетах в Российской Федерации.

 

А.В.ВОЙЛУКОВ