Письмо Президента РФ от 20.10.1999 N Пр-1371

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 октября 1999 г. N Пр-1371

 

Направляю заключение на проект Федерального закона О государственном контроле за правоотношениями в жилищной сфере, принятый Государственной Думой в первом чтении 15 сентября 1999 г.

 

Б.ЕЛЬЦИН

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ

КОНТРОЛЕ ЗА ПРАВООТНОШЕНИЯМИ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ

 

Проект Федерального закона О государственном контроле за правоотношениями в жилищной сфере (далее именуется законопроект) не имеет четкого предмета регулирования. По этой причине положения законопроекта постоянно вступают в противоречие с действующими законодательными актами.

В частности, определение такого основополагающего понятия законопроекта, как жилищная сфера, противоречит соответствующим положениям Закона Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики.

Положения статьи 2 законопроекта не являются предметом его регулирования.

Статья 3 законопроекта, определяющая органы, на которые возложено осуществление контроля за правоотношениями в жилищной сфере, не согласуется со статьей 3 Закона Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики.

В соответствии со статьей 4 законопроекта к органам государственной жилищной инспекции относятся Главная государственная жилищная инспекция и государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации. Не ясен правовой статус указанных органов. Из названной статьи следует, что Главная государственная жилищная инспекция является государственным учреждением при федеральном органе исполнительной власти. Однако согласно статье 12 законопроекта указанная инспекция входит в состав уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в статьях 5 и 6 законопроекта содержатся положения, на основании которых можно сделать вывод, что это федеральный орган исполнительной власти.

Кроме того, положения статьи 4 законопроекта в части, касающейся определения структуры федеральных органов исполнительной власти, противоречат статье 112 Конституции Российской Федерации, статьям 12 и 24 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации указанный вопрос в соответствии со статьями 10, 11, 72 и 77 Конституции Российской Федерации должен решаться самостоятельно.

По этому же основанию в субъектах Российской Федерации самостоятельно должны решаться вопросы, касающиеся назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов государственной жилищной инспекции, а также установления компетенции этих органов (статьи 5 и 6 законопроекта).

Вопрос о том, является ли государственный орган юридическим лицом (статья 4 законопроекта), должен решаться в положении об этом органе.

Помимо этого, положения статьи 4 законопроекта в части, касающейся органов местного самоуправления, не соответствуют конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации).

Положение статьи 5 законопроекта, касающееся распространения на работников органов государственной жилищной инспекции статуса государственных служащих, не является предметом регулирования законопроекта. Данный вопрос должен решаться в соответствии с Федеральным законом Об основах государственной службы Российской Федерации.

Положения законопроекта, посвященные финансированию органов государственной жилищной инспекции за счет средств, поступающих от наложения штрафных санкций (статьи 4, 12 законопроекта), противоречат бюджетному законодательству Российской Федерации.

Статьи 7 - 12 законопроекта содержат положения, касающиеся привлечения к административной ответственности, что является предметом регулирования иных законодательных актов.

Законопроект крайне слабо проработан и с точки зрения юридической техники. Например, согласно статье 8 законопроекта государственные жилищные инспекторы наделяются правом беспрепятственно входить в жилые помещения граждан при аварийных ситуациях. Принимая во внимание, что в законопроекте не содержится определение понятия аварийная ситуация, открываются широкие возможности для нарушения конституционного принципа неприкосновенности жилья.

Необходимость принятия дополнительных мер по усилению государственного контроля за правоотношениями в жилищной сфере не вызывает сомнения. Однако дальнейшее рассмотрение законопроекта без концептуальной его переработки представляется нецелесообразным.