ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 1999
г. N 5.1-3035
Направляю замечания
и предложения Правового управления по проекту Федерального закона О
внесении изменений и дополнений в статьи 16 и 33 Закона Российской Федерации
Об образовании в части требований к приему граждан в
образовательные учреждения и экспертизы образовательных учреждений,
рассмотренному Советом Государственной Думы 13 сентября 1999 года.
Заместитель
начальника
Управления
Б.В.МИРОШИН
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 16 И 33
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Вызывает сомнение
пункт 2 статьи 1 законопроекта, согласно которому предметом проведения
экспертизы, предваряющей выдачу образовательному учреждению лицензии, являются
учебные планы и образовательные программы.
Из указанного
пункта неясно, может ли являться несоответствие государственным образовательным
стандартам учебных планов и образовательных программ, реализуемых
образовательным учреждением, основанием для отказа в выдаче лицензии.
В том случае, если
такое несоответствие не является основанием для отказа в выдаче лицензии, то
положение законопроекта противоречит понятию лицензии, указанному в статье 2
Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности.
В названном Федеральном законе под лицензией понимается разрешение (право) на
осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении
лицензионных требований. В данном же случае соблюдение лицензионных требований
не будет являться обязательным.
Если же
несоответствие учебных планов и образовательных программ государственным
образовательным стандартам влечет за собой отказ в выдаче лицензии, то
положение пункта 2 статьи 1 законопроекта вступает в противоречие с пунктом 5
статьи 14 и пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации Об
образовании, в соответствии с которыми образовательное учреждение
самостоятельно в разработке, принятии и реализации образовательных программ и
учебных планов. При этом
государственные органы управления образованием уполномочены лишь на разработку
примерных образовательных программ и учебных планов.
Необходимо также
отметить, что требования к содержанию лицензии указаны в пункте 12, а не в
пункте 9 статьи 33 Закона Российской Федерации Об образовании.
Следовательно, необходимые дополнения следует также внести в пункт 12.
Вопросы, связанные
с созданием, лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений высшего
и послевузовского профессионального образования, регулируются статьей 10
Федерального закона О высшем и послевузовском профессиональном
образовании. При этом положения названного Федерального закона в
значительной мере воспроизводят нормы статьи 33 Закона Российской Федерации
Об образовании. В этой связи необходимо внести соответствующие
дополнения в Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном
образовании.
Начальник отдела
социального
законодательства
Н.Ф.ШАРЫМОВ