Письмо ПУ Аппарата СФ ФС РФ от 22.10.1999 N 5.1-3035

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 22 октября 1999 г. N 5.1-3035

 

Направляю замечания и предложения Правового управления по проекту Федерального закона О внесении изменений и дополнений в статьи 16 и 33 Закона Российской Федерации Об образовании в части требований к приему граждан в образовательные учреждения и экспертизы образовательных учреждений, рассмотренному Советом Государственной Думы 13 сентября 1999 года.

 

Заместитель

начальника Управления

Б.В.МИРОШИН

 

 

 

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 16 И 33

ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 

Вызывает сомнение пункт 2 статьи 1 законопроекта, согласно которому предметом проведения экспертизы, предваряющей выдачу образовательному учреждению лицензии, являются учебные планы и образовательные программы.

Из указанного пункта неясно, может ли являться несоответствие государственным образовательным стандартам учебных планов и образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, основанием для отказа в выдаче лицензии.

В том случае, если такое несоответствие не является основанием для отказа в выдаче лицензии, то положение законопроекта противоречит понятию лицензии, указанному в статье 2 Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности. В названном Федеральном законе под лицензией понимается разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований. В данном же случае соблюдение лицензионных требований не будет являться обязательным.

Если же несоответствие учебных планов и образовательных программ государственным образовательным стандартам влечет за собой отказ в выдаче лицензии, то положение пункта 2 статьи 1 законопроекта вступает в противоречие с пунктом 5 статьи 14 и пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации Об образовании, в соответствии с которыми образовательное учреждение самостоятельно в разработке, принятии и реализации образовательных программ и учебных планов. При этом государственные органы управления образованием уполномочены лишь на разработку примерных образовательных программ и учебных планов.

Необходимо также отметить, что требования к содержанию лицензии указаны в пункте 12, а не в пункте 9 статьи 33 Закона Российской Федерации Об образовании. Следовательно, необходимые дополнения следует также внести в пункт 12.

Вопросы, связанные с созданием, лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, регулируются статьей 10 Федерального закона О высшем и послевузовском профессиональном образовании. При этом положения названного Федерального закона в значительной мере воспроизводят нормы статьи 33 Закона Российской Федерации Об образовании. В этой связи необходимо внести соответствующие дополнения в Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании.

 

Начальник отдела

социального законодательства

Н.Ф.ШАРЫМОВ