Письмо Президента РФ от 25.10.1999 N Пр-1391

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 октября 1999 г. N Пр-1391

 

В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон О внесении изменений и дополнения в статью 64 Федерального закона Об использовании атомной энергии, принятый Государственной Думой 22 сентября 1999 г. и считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации.

Из анализа Федерального закона следует, что он не имеет достаточно продуманной концепции правового регулирования экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов, а также услуг в области использования атомной энергии.

Отдельные положения Федерального закона не соответствуют Конституции Российской Федерации и некоторым законодательным актам Российской Федерации.

Изменения части первой статьи 64 Федерального закона Об использовании атомной энергии существенно не меняют предыдущую редакцию этой части и имеют отсылочный характер.

Положением новой части третьей статьи 64 Федерального закона Об использовании атомной энергии, согласно которому экспорт ядерных материалов, в том числе ядерного топлива, радиоактивных веществ, за исключением радиоактивных материалов, направляемых на нужды медицины, в каждом конкретном случае осуществляется посредством принятия федерального закона, необоснованно ограничивается свобода экономической деятельности коммерческих организаций, закрепленная статьей 8 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, неправомерно изменяются система государственного регулирования экспорта продукции, а также функции органов государственной власти Российской Федерации, определенные статьями 71 и 76 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации, федеральными законами О государственном регулировании внешнеторговой деятельности и Об экспортном контроле.

Так, в соответствии со статьями 12 и 16 Федерального закона О государственном регулировании внешнеторговой деятельности и статьями 6 и 8  Федерального закона Об экспортном контроле порядок экспорта (вывоза) расщепляющихся материалов, номенклатура подпадающих под экспортный контроль отдельных видов материалов, а также списки (перечни) контролируемых товаров и технологий определяются Президентом Российской Федерации. Согласно статье 21 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации и статье 12 Федерального закона О государственном регулировании внешнеторговой деятельности Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной внешнеторговой политики, осуществляет регулирование и государственный контроль в этой сфере.

Кроме того, нарушается принцип осуществления государственной внешнеторговой политики посредством таможенно - тарифного регулирования (применения экспортного и импортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования), установленный статьей 13 Федерального закона О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Согласно указанной статье иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

Принятие в каждом конкретном случае федерального закона о поставке на экспорт ядерных материалов, в том числе ядерного топлива, радиоактивных веществ, за исключением радиоактивных материалов, направляемых на нужды медицины, крайне осложнит процедуру и увеличит сроки оформления таких поставок, что приведет к сокращению экспорта ядерных материалов российскими экспортерами, которые окажутся в невыгодном положении по сравнению с иностранными экспортерами указанной продукции.

Кроме того, в Федеральном законе Об использовании атомной энергии возникают внутренние противоречия. Нормы Федерального закона противоречат нормам статьи 9 Федерального закона Об использовании атомной энергии, согласно которым порядок экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов, а также услуг в области использования атомной энергии устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон имеет и другие недостатки.

Учитывая изложенное, а также то, что правоотношения, предусматриваемые Федеральным законом, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации, считаю повторное рассмотрение и принятие Федерального закона нецелесообразным.

 

Б.ЕЛЬЦИН