Письмо Комитета по аграрным вопросам от 29.10.1999 N 3.10-15/1690

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО АГРАРНЫМ ВОПРОСАМ

 

ПИСЬМО

от 29 октября 1999 г. N 3.10-15/1690

 

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам во исполнение поручения Совета Государственной Думы (выписка из протокола N 217 от 20 сентября 1999 г.) рассмотрел проекты Федеральных законов О ратификации Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года и О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации - в части отмены смертной казни, внесенные Президентом Российской Федерации, и отмечает следующее.

В санкциях статей Особенной части действующего Уголовного кодекса Российской Федерации смертная казнь предусматривается в пяти случаях: убийство при отягчающих обстоятельствах (часть 2 статьи 105), посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317) и геноцид (статья 357). В утратившем силу Уголовном кодексе РСФСР таких составов было 14.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Уголовного кодекса Российской Федерации этот вид уголовного наказания ни при каких условиях не применим к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесяти пяти лет.

При этом важно отметить, что альтернативой смертной казни во всех перечисленных выше составах преступлений допускается лишение свободы на максимальный срок либо пожизненное лишение свободы.

Следует подчеркнуть, что составы преступлений уголовного законодательства России, предусматривающие применение смертной казни в виде исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления, полностью соответствуют нормам международного права, регулирующим вопросы смертной казни. Например, в части 2 статьи 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года говорится: В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления..

Закрепление в Конституции Российской Федерации права каждого на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной и жесткой борьбы с преступными посягательствами против жизни, в том числе с использованием такого радикального средства, как смертная казнь.

Тяжелая криминогенная ситуация в стране и рост насильственной преступности свидетельствуют о том, что для полного отказа применения смертной казни в России не созданы социальные, экономические, политические, организационно-хозяйственные и культурно-воспитательные условия.

При решении вопроса отмены смертной казни нельзя не учитывать и то, что справедливого наказания виновных ждут от органов правосудия потерпевшие, их родственники, все сопричастные к чужому горю законопослушные граждане, которые видят в применении к преступнику, совершившему убийство, смертной казни как единственно эффективного средства восстановления социальной справедливости.

Учитывая изложенное, Комитет по аграрным вопросам не поддерживает ратификацию Протокола N 6 и принятие проекта Федерального закона О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и предлагает сохранить наказание в виде смертной казни в уголовном законодательстве.

 

Заместитель

Председателя Комитета

С.Г.НИГКОЕВ